Маленькая библиотека всезнайки |
||
Гера
Гера (др.-греч. охранительница, госпожа) - в древнегреческой мифологии богиня - покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, жена Зевса. Семья и окружениеГера, третья дочь Кроноса и Реи, сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса, Гера была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Зевс полюбил Геру, когда она была еще девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. Брак Геры и Зевса оставался тайным 300 лет, свадьба проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм. Гера родила мужу Гебу, Илифию и Ареса. По одному из мифов Ареса Гера родила без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона. В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Гера рождает без супруга Гефеста (по версии Гомера). Однако эта ее самостоятельность заканчивается неудачей, т.к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Гера сбрасывает его с Олимпа, откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Гере, которую он хитроумно приковал к трону. Также среди детей Геры называют Аргу и Ангелу, однако они практически не фигурируют в мифах, в отличие от Илифии, которая является спутницей-атрибутом Геры. МифыСогласно мифам долгое время Гера жила вдали от Олимпа, пока в неё не влюбился сам царь Богов Зевс. Но Гера долго отказывалась стать женой Зевса. И тогда Громовержец прибег к хитрости. Он вызвал сильную бурю и, обратившись в кукушку, мокрый, дрожа от холода, прилетел к богине. Гордая Гера пожалела несчастную птицу и прижала её к груди. А Зевс, приняв обычный облик, унёс Геру в свой золотой дворец. После пышной свадьбы все боги вынуждены были склониться перед Герой. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.
Так она безжалостно мстит Ио, возлюбленной Зевса, превращенной им в корову, чтобы скрыть её от гнева Геры. Чтобы осмеять Геру, Зевс как-то устроил фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался "праздник кукол", завершавшийся их всенародным сожжением. Согласно мифам Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Герои не угодившие Гере попадают в неприятности или сходят с ума: Ненависть к сыну Зевса Гераклу является важнейшим сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя "Геракл" означает "прославленный богиней Герой". Когда Геракл был еще младенцем, она наслала на него змей, которых младенец удушил, это был его первый из двенадцати подвигов. После Гера усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой верёвке, к ногам были привязаны наковальни. Гера была ранена Гераклом под Пилосом.
На центральной стене под изображением божества с рогом изобилия (возможно, богини Конкордии) располагалась картина "Наказание Иксиона" - вероломный царь лапифов в Фессалии, из жалости спасенный Зевсом и допущенный к трапезе богов, осмелился домогаться любви Геры. Чтобы не допустить ее бесчестия, Зевс отправил к Иксиону Нефелу - облако, принявшее облик богини. Союз Нефелы и Иксиона положит начало роду кентавров. Когда же Иксион стал похваляться победой над Герой, Зевс обрек его на вечные муки. На картине Иксион уже привязан к огненному колесу, которое будет вечно кружиться в небе. Среди богов легко узнать Гермеса, Геру, Гефеста, Ириду, а женская фигура в молитвенной позе у ног Гермеса - Нефела. Перед титаномахией Рея спрятала свою дочь у Океана и Тефиды на краю света, и впоследствии Гера будет мирить дядю и тётку в супружеских ссорах. Имя, эпитеты и характерЕё имя, возможно, означает "охранительница", "госпожа" (от микенского era). По утверждению грамматика Сервия (IV в. н. э.) слово "Гера" (видимо на языке пеласгов) означает "земля", а "герои" - дети земли. Эпитеты Геры - Анфия, Гениоха (возница), Гополосмия в Элиде, Горгас, Европия в Аргосе, Зигия или Дзигия (устроительница свадеб). Супружество Геры с Зевсом определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Брак Геры с братом - рудимент древней кровно-родственной семьи. Древняя связь Геры с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по другой версии Тифон - порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса. Древность её также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов - её сын.
Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает её эпитет "волоокая" у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений её в нечеловеческом образе нет. Прочно войдя в систему исконно греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов. Гера помогла Ясону во время похода аргонавтов. В Троянской войне она - ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса, отдавших своё предпочтение Афродите в споре трёх богинь (Геры, Афродиты и Афины). Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты. Эта знаменитая любовная сцена обольщения Зевса для помощи ахейцам на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав есть несомненный аналог древнего крито-микенского "священного брака" Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землёй, оплодотворяемой, благодатным весенним дождём. Вестником данного дождя была кукушка. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Римский аналог Геры - богиня Юнона. Культ и символика
Культ Геры был рапространён в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит). Деревянный фетиш Геры в виде доски находился на острове Самос, что свидетельствует о её древности. Вероятно, Гера - первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище - Самосское, около 800 г. до н.э. Геродот включил этот храм в список чудес света. Позже на его месте был построен Герайон (или Иреон), один из самых крупных греческих храмов (так же называются все храмы в честь Геры). На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне - храм Геры, скорее всего в честь мифа о свадьбе Геры и Зевса. Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Её помощь во время родов - древнейшая функция Геры. Она - мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей Эврисфея, и задержать рождение Геракла. Однако этот её поступок привёл к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги и даже Гера в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жёны свою дочь от Зевса Гебу. Её обязательный атрибут - диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвященным ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу. Она может надевать Пояс Афродиты (Венеры), одолженный у богини, который делает её неотразимой. В античности её придавали ещё два атрибута - гранат (множество зёрен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была её священной птицей. Влияние мифов о Гере на искусствоНа изображениях: Гера (или римская Юнона) отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадема или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре. На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте. Среди античных скульптур Геры:
В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др. В аллегорическом изображении Четырёх элементов она персонифицирует стихию Воздуха (так как была подвешена в воздухе с наковальнями). В городе Гиераполе (на территории современной Сирии) в храме стояла статуя Геры (в качестве жены Зевса), позолоченная и осыпанная драгоценными камнями, главный из которых, судя по свидетельствам, был весьма крупным рубином. В сценах любовных похождений Зевса она может изображаться подглядывающей из-за облаков, либо же подъезжающей на колеснице, чтобы прервать его. Распространено изображение Геры в сцене "Суд Париса", в сценах из мифов о Геракле, Ио. Известно изображение финального эпизода истории Ио: стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа, убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мёртвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина (Х. Голциус, П.П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.) Встречается сцена "Юнона просит у Венеры её пояс" (А. Куапель, Дж. Рейнолдс). "Юнона просит Эола выпусить ветры на гибель Одиссею", "жертвоприношение Юноне" (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо), а также "Юнона в Царстве Гипноса", куда она отправилась для помощи в обольщении Зевса в истории с горой Ида. Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса "Генрих IV получает портрет Марии Медичи". Как подательница изобилия она выступает в садовой пластике эпохи барокко. Ей посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Семела, или Водоносицы", где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние, а также трагедии Сенеки "Геркулес в безумье". Во Флиунте было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры. Сочинение Лукиана "О сирийской богине" посвящено богине, которую он называет Герой ассирийской. Гера в СовременностиВ честь Геры назван астероид (103) Гера, который был открыт 7 сентября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США. |
Мифы с участием Геры: |