На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Афродита


Афродита - в древне-греческой мифологии богиня любви и красоты, плодородия, вечной весны и жизни. Афродита одна из двенадцати олимпийских богов, отвечающих за все сферы жизни человека. Она также богиня браков и родов.

Венера Анадиомена, Тициан, ок. 1525
Национальная галерея Шотландии. Эдинбург.

Семья и окружение

Согласно ранней версии происхождения Афродиты она родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену (согласно "Теогонии" Гесиода в море попало семя Урана близ острова Кифера). Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн встретили Оры. Однако есть более поздняя версия ее рождения - от Зевса и Дионы (богини дождя), которая вышла на свет как жемчужина из перламутровой раковины. А согласно Эпимениду Афродита, вскормленная Нереем, была дочерью Кроноса.

Мужем Афродиты является Гефест - самый искусный мастер среди богов, уродливый и хромоногий. Супруга Зевса Гера поспособствовала этому браку, когда Гефест приковал Геру к золотому трону, он согласился отпустить Геру только в обмен на Афродиту. Когда боги засомневались, Гера настояла на том, чтобы Гефест получил желаемое.

Одним из возлюбленных Афродиты был смертный Адонис - сын Кинира и Смирны, страстный охотник. Арес в ревности послал кабана (или сам превратился в кабана), чтобы убить Адониса. После смерти возлюбленного Афродита оплакивала его и согласно Птолемею первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к нему. Детьми Афродиты и Адониса были Бероя, Гистапс и Зариадр. Подробнее в мифе "Афродита и Адонис".

Любви Афродиты домогались Гермес, Посейдон и Арес. Сыном Афродиты и Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом), Эвномия, Пейфо и Тиха. От Диониса по некоторым версиям Афродита родила харит (Аглаю, Евфросину, Талию), Гименея и Приапа.

О любви Ареса и Афродиты повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот, Гимерот, Антэрот или Антерос (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос ("страх" и "ужас" - спутники Ареса) и Гармония. По разным версиям отцом Эрота также мог быть или Гермес, или Зевс, или Уран.

От смертного Анхиса у Афродиты сын Эней - предок Юлия Цезаря.

У Афины напряженные отношения с Герой и Афиной. Возможно потому, что на суде Париса Афродита выиграла. Известен сюжет, когда Афина застала Афродиту за прялкой. Афина посчитала это вмешательством в свои дела и пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродите пришлось извиниться и больше никогда не прикасаться ни к какой работе, ведь Богини судьбы наделили Афродиту только одной обязанностью - творить любовь.

Рождение Венеры
Александр Кабанель, 1863. Париж, Лувр, Франция

Гармония постоянная спутница и служанка Афродиты, а нимфа Перистера помогала Афродите собрать много цветов и победить Эрота в состязании, за что Эрот превратил Перистеру в голубку. Спутниками Афродиты были также божества Парегорон ("уговаривание") и Потос ("желание").

Мифы

Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса такой соблазн испытывал даже он. Поэтому однажды он решил унизить её, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов. За то, что он этим хвастался, Афродита (или сам Зевс) наслала на него расстройство членов. От Анхиса Афродита родила Энея.

Рождение Венеры, 1848
Жан Огюст Доминик Энгр
Лувр, Париж

В VIII песне "Одиссеи" рассказывается ласково-ироническая любовная история Афродиты и Ареса. Гефест прознав об измене Афродиты с Аресом придумал как им отомстить. Сказав жене, что отправляется работать в свою кузню на острове Лемнос, Гефест спрятался и стал ждать любовника Афродиты. Стоило Гефесту уйти, как Афродита послала за Аресом. Когда Арес и Афродита предались страсти, Гефест приковал их обоих к ложу невидимыми глазу сетями, и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами были бы не прочь занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона (или Зевса), который пообещал Гефесту, что Арес заплатит выкуп за освобождение, любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а Афродита - на Крит в Пафос, где хариты искупали её и натёрли нетленным маслом, этим Афродита вернула себе девственность. Гефест же так и остался без выкупа, ведь Арес отказался платить. По версии Сенеки (в трагедии "Федра") не Гермес, а Гелиос рассказывает Гефесту об измене Афродиты, за это Афродита проклинает весь род Гелиоса, одарив всего его потомков падкостью на похотливые влечения.

Как и другие олимпийские боги, Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены Спартанской и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены. Ведь, когда поспорили три богини (Афина, Афродита и Гера) о том, кто достоин золотого яблока, на котором была надпись "Прекраснейшей", Парис назвал победительницей Афродиту. Так победа Афродиты на суде Париса стала причиной Троянской войны.

Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес и Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она защищает своего сына Энея, когда Диомед нападает на него. Диомед по наущению Афины ранил Афродиту и заставил её покинуть поле боя.

Марс и Венера
Фреска из Помпей, ок. 20 г. до н.э. - 50-е гг. н. э.
Неаполь. Национальный археологический музей

Афродита с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию Афродиты, приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, "пьянящую радость объятий".

Помогая любящим, Афродита преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом). Она жестоко наказала Атланту, которая хотела оставаться девственной, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц.

По рассказу Апулея в "Метаморфозах", Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире. Эрот сам влюбляется в Психею, а Афродита преследует невестку.

Имя, эпитеты и характер

Афродита - богиня малоазийского происхождения, этимология этого негреческого имени богини не вполне ясна.

От ранней версии мифа о рождении Афродиты (из крови Урана) произошла так называемая народная этимология её имени "пеннорождённая" (от греч. aphos, "пена") и одного из её прозвищ - Анадиомена - "появившаяся на поверхности моря" или "выныривающая". Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с Афродитой из крови Урана появились на свет Эринии и Гиганты (следовательно Афродита старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). На связь Афродиты с морем указывают также эпитеты Евплея (Эвплойя), как покровительницы мореплавания, и Понтия, то есть "морская".

Венера Каллипига
Национальный археологический музей Неаполя

Афина обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме "О природе вещей". Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: "Афродита в садах", "священносадовая", "Афродита в стеблях", "Афродита на лугах".

Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная ("богиня гор"), спутница и добрая помощница в плавании ("богиня моря"), т.е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она - богиня браков и даже родов, а также "детопитательница".

В VI Гомеровском гимне богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Афродита Киприда , "кипророждённая"). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде "фиалковенчанной" Афродиты дивятся прелести Кифереи (культ Афродиты был распространён и на острове Кифера) и возгараются желанием взять её в жёны. Афродита постоянно именуется "золотая", "прекрасновенчанная", "сладкоумильная", "многозлатая", "прекрасноокая". Её функции подательницы любви отражаются в эпитетах Морфа ("дающая красоту"), Анфея ("цветущая"), Пейто ("убеждающая"), Дарцетос ("покровительница праздной лени"), Каллипига ("прекраснозадая").

Афродите посвящён гимн поэтессы Сапфо, в котором богиня именуется "пестротронной" и "плетущей козни"; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из дома Зевса к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании.

Платону в "Пире" принадлежит противопоставление Афродиты Урании ("небесной") и Афродиты Пандемос ("всенародной"). Хотя древняя Афродита из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана. Афродита Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.

Хотя служение Афродите часто носило чувственный характер (Афродита считалась даже богиней гетер (то есть спутниц, любовниц), сама именовалась гетерой и блудницей, её эпитет Гетерия), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую своё место среди олимпийских богов.

Культ и символика

Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился её храм, и остров Кифера.

Классическая Афродита - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана со временем будет почти забыто. Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. Ей посвящены также мак и яблоко, а как богине плодородия - воробьи и голубки, тоже составлявшие её свиту. Как морской богине ей посвящался дельфин.

Афродита из Мирина (статуэтка)
Глина, после 150 года до н.э.
Берлин, Государственные музеи

Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, "в нём заключается всё". Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. Еще один атрибут Афродиты - золотая чаша, наполненная вином, выпив из которой, человек получает вечную молодость.

Геродот сообщает о почитании Афродиты Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании в Афинах. Храм Афродиты Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой. Афродита Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, "когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город". Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа Афродиты.

Многочисленные святилища Афродиты имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище Афродиты - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрикс - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана "О Сирийской богине".

По своему восточному происхождению Афродита близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия Афродита появляется в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила "Данаиды" Афродита тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие её также с богиней-матерью Кибелой, становятся мягче.

В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" (по Лукрецию, "О природе вещей") - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (по Вергилию, "Энеида"), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

Влияние на культуру и искусство

Афродите посвящены IV, VI и X гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Еврипида "Ипполит".

Большинство древнегреческих статуй дошли до нас в виде римских мраморных копий с греческих бронзовых оригиналов.

Венера, Купидон и Вулкан
Себастьяно Риччи
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Статуя "Венера Милосская" была найдена в 1820 году на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила своё название. Руки статуи были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами и турками, и те и другие хотели отвезти статую в свою страну. Это самая известная из всех статуй в мире, она хранится в Лувре.

Статуя "Венера Медичи" (или Медицейская) была раскопана в 1677 году на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Это римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н .э. Название получила от фамилии герцогов Медичи, когда была перевезена из Рима во Флоренцию и пополнила фамильную коллекцию. Венера Медичи считалась эталоном до появления Венеры Милосской, именно с неё Сандро Ботичелли взял позу своей рождающейся Афродиты, а в Энциклопедии Дидро пропорции такой женской фигуры называются образцовыми. Наполеон вывез статую в Париж, но в 1815 году Венера Медичи была возвращена в Италию. По другому Венеру Медичи называют Венерой Стыдливой, т.к. богиня в застенчивости пытается прикрыться, мастера Возрождения будут так изображать Еву.

Статуя "Афродита Книдская" была наиболее прославленной в античные времена. Пракситель изобразил свою богиню полностью обнажённой (350-330 гг. до н.э.). Согласно легенде мастеру позировала его возлюбленная Фрина, что вызывало большой скандал. До настоящего времени скульптура не сохранилась, известны многочисленные копии (около 50).

Статуя "Венеры Капитолийской" была найдена в Риме на Виминальском Холме. Имя получила от места своего нахождения - Капитолийских музеев (Палаццо Нуово).

Венера Милосская (фрагмент), ок. 130-100 гг. до н.э.
Александр Антиохийский (возможно),
Лувр, Париж, Франция

Известно также множество других скульптур, например, "Венера Каллипига", хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 года; "Венера из Арля" хранится в Лувре, была найдена в 1651 году на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов; "Венера Киренская" найденная на территории Северной Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы (так Афродита была изображена на картине Апеллеса "Афродита Анадиомена"); "Венера Сиракузская" (или Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах археолога Saverio Landolina) в виде богини выходящей из воды, которую сопровождает дельфин; "Купающаяся Афродита" (или Венера Дойдалсаса по имени скульптора Дойдалсаса из Вифинии) дошла до нас во множестве копий, хранящихся в Ватикане, Неаполе, Уффици.

Статуя Афродиты, созданная Фидием для элийцев, попирала ногами черепаху, Плутарх истолковал это как знак того, что женщинам подобает домоседство и молчание.

Картина Апеллеса "Афродита Анадиомена", написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в. до н.э.), к сожалению, не сохранилась. Известна по описанию в "Естественной Истории" Плиния Старшего. Невероятно прославленная картина вызывала множество подражаний в искусстве эллинизма, она считалась самым лучшим произведением Апеллеса.

Известно также множество картин на тему рождения Афродиты (Венеры) эпохи Ренессанса, тщательно изученные сохранившиеся образцы античных произведений, а также описания этих произведений оставленные античными писателями, послужили неплохим подспорьем. Например, картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры" (ок. 1485 г) оказалась самым знаменитым вариантом, сохранившим все атрибуты сюжета, известные по древним источникам.



  1. Мифология

  2. В начало раздела

  3. Боги и богини

  4. Мифы о богах, богинях и героях

  5. Люди и Герои

  6. Существа, чудовища и младшие боги



  7. Рейтинг@Mail.ru



    Мифы с участием Афродиты:

  1. Начало мира и падение Урана

  2. Рождение Гефеста

  3. Измена Афродиты

  4. Суд Париса (рассказ для детей)

  5. Афродита (рассказ для детей)

  6. Афродита и Адонис