На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Арес


Арес (Аре́й), в мифах древней Греции бог военного дела, бог войны ради самой по себе драки, в отличие от богини Афины, которая является богиней честной битвы, богини стратегии и тактики. Арес бог кровопролития, схватки. Он - один из двенадцати правящих богов Олимпа.

Семья и окружение

Арес Боргезе (фрагмент)
Римская копия с бронзового греческого оригинала
5-го в. до н.э. Лувр, Париж, Франция

Вначале само рождение Ареса представлялось исключительно хтоническим - Гера родила Ареса сама от прикосновения к цветку (по Овидию). Позднее Арес в представлении древних авторов представлялся как сын Зевса и Геры. Причем Отец-Зевс недолюбливал Ареса, он называл своего сына самым ненавистным, и если бы Арес не был его сыном, то он наверняка заключил бы его в Тартар, ещё глубже той темницы, где находятся потомки Урана.

С эринией Тильфосой Арес породил фиванского дракона, убитого позже Кадмом, в этом мифе также отражаются древние хтонические черты этого бога. Дети Ареса чаще всего дикие, жестокие и необузданные - Мелеагр от Алфеи, Флегий от Хрисы (или Дотиды), Эномай от Астерии (Стеропы), фракиец Диомед от Кирены и амазонки от Афродиты.

Спутницами Ареса были также богиня раздора Эрида и жестокая Энио (то ли сестра, то ли дочь, то ли кормилица Ареса по разным версиям). Кони Ареса - его неизменные спутники Пламя, Ужас, Блеск и Шум, их отец Борей, а мать одна из эриний.

Арес влюбился в прекрасную и самую нежную богиню Олимпа - Афродиту. В мифах часто упоминается эта странная любовь, их дети: Эрот ("любовь") и Антэрот ("страсть, ненависть"), Деймос ("ужас"), Фобос ("страх"), Гармония, Пофос (бог любовной тоски) и Гимерос.

Арес имел связи и со смертными женщинами, например, от афинской царевны Агравлы у него дочь Алкиппа, от Астиохи - Аскалаф и Иалмен, от Демоники (или Демодики) - Мол, Евен, Пилос и Фестий.

Возлюбленной Ареса была и богиня утренней зари Эос, Афродита в отместку своей сопернице внушила ей неразборчивую страсть к молодым смертным. Этим объясняется пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи.

Арес сватался даже к Персефоне. Сына Ареса и Пирены (или Пелопии) Кикна поверг Геракл и Арес превратил сына в лебедя.

Мифы об Аресе

Один из мифов об Аресе рассказывает, что ему пришлось провести 13 месяцев, закованным в цепи и заключённым в бронзовый сосуд. Так над ним пошутили Алоады (великаны-близнецы) Эфиальт и От. Ареса спас Гермес, когда узнал об этом от мачехи великанов.

Гера поручила воспитание Ареса Приапу. У него Арес обучался искусству танца и только после этого маленький Арес начал постигать азы воинского дела, к которому он был более расположен.

Венера и Марс. Сандро Боттичелли, около 1485 г. Национальная галерея, Лондон.

Один из самых распространенных мифов об Аресе - сюжет о его нежной любви к прекрасной Афродите. Афродита вышла замуж за уродливого Гефеста, к которому никогда не питала любви. И в моменты отсутствия мужа Афродита звала в свои покои сильного красавца Ареса. Однажды Гефест устроил им засаду. Смастерив тонкую металлическую сеть, он дождался, когда Арес и Афродита улягутся на супружеское ложе и опутал их сетью так, что те могли выбраться. Измену Афродиты Гефест предал огласке, но это не помогло Гефесту, другие боги, увидев Афродиту тоже возжелали ее, богини отказались лицезреть изменников, а Зевс и вовсе осудил Гефеста. По одной из версий после этого случая Арес и Афродита перестали встречаться, по другой версии брак Афродиты и Гефеста распался. После чего Гефест женился во второй раз, а Афродита вышла замуж за Ареса.

Другой миф рассказывает, что ветреная Афродита влюбилась в смертного мужа Адониса, великолепного охотника. По одной из версий, Арес не мог стерпеть такой измены и превратившись в дикого кабана ранил Адониса на охоте. Афродита очень страдала, когда погиб Адонис, но Арес уже не смог вернуть себе любовь Афродиты.

В Троянской войне Арес выступал на стороне Трои, но его участие в битве закончилось, благодаря Афине.

Несмотря на свою воинскую удаль Арес постоянно проигрывает в схватках с Афиной, которая побеждает его за счет своей гениальности, ума и холодной расчетливости. Афина побеждала Ареса как в прямых схватках, так и с помощью смертного героя Диомеда, который сумел ранить Ареса медным копьём на поле битвы под стенами Трои. Рассказывают, что сама Афина направила руку Диомеда и над полем битвы далеко разнёсся крик раненого бога, слово десять тысяч солдатских глоток закричали сразу (по Гомеру), вступая в яростную битву, раненый Арес распластался по земле аж на семь десятин. Воины с обоих сторон вздрогнули от ужаса, услышав этот вопль, а израненный Арес, окутанный мрачным облаком, понёсся к своему отцу Зевсу с жалобами на Афину. Но Зевс не стал слушать своего сына, которого он недолюбливал потому, что Аресу были приятны лишь распри, убийства и битвы. На помощь Аресу пришла лишь его жена Афродита, но Афина одним ударом повергла прекрасную богиню, далёкую от битв. Афродите пришлось отступить, а вслед ей раздались торжествующий смех и насмешки любимой дочери Зевса Афины.

Арес умудрился проиграть и смертному полубогу Гераклу в битве за Пилос. Когда Геракл ранил его в бедро, Аресу пришлось отступить на Олимп, чтобы залечить свою рану.

Марс и Рея Сильвия. Питер Пауль Рубенс, около 1616-1617
Лихтенштейн. Княжеские коллекции, Вадуц-Вена.

Несмотря на кровожадность и жестокость Аресу не чужды отцовские чувства, он мстил за своих детей их обидчикам. Когда Галиррофий (сын Посейдона и нимфы Эвриты) пытался овладеть Алкиппой (дочерью Агравлы от Ареса) Арес убил его на месте преступления. Миф рассказывает, что Посейдон обратился в суд к 12-ти олимпийским богам, чтобы наказать убийцу своего сына, но суд оправдал Ареса. Считается, что это был первый в истории суд, в котором судили убийцу, и именно поэтому суд стали называть "ареопагом" (буквально "Холм Ареса"). В другом мифе (в одном из вариантов) рассказывается, что Арес пытался отомстить за смерть своего сына Кикна Гераклу, убившему его. Но Геракл и в этот раз сумел ранить Ареса.

Еще один миф рассказывает о том, как Арес превратил Кадма и его жену Гармонию (свою дочь) в змей. Однажды Кадм убил страшного змея, сожравшего его друзей, и услышал голос предвещающий, что сам он тоже станет змеем. Только позже он узнал, что это был Змей Ареса. Много лет спустя, после того как Кадм женился на прекрасной Гармонии, его дом постигли страшные несчастья, богиня Артемида всячески вредила Кадму и его родне только потому, что имела давние счеты с матерью Гармонии Афродитой. Когда Кадм потерял всякую надежду он взмолился к богам, что лучше бы боги и в правду превратили его в змея и тут же начал превращаться. Гармония увидев, что происходит с её мужем, возопила в небеса, что боги и её должны сделать змеёй, и Арес откликнулся на этот зов. Так Кадм и Гармония окончили свою жизнь в облике змей.

Имя, эпитеты и характер

Марc. Мраморный бюст XVI в.
Рим. Национальный римский музей. Палаццо Альтемпс.

Этимология имени Ареса по традиции связывается с греческим словом в переводе "бич, разруха, проклятие". Вальтер Буркерт считает, что само слово "Арес" скорее всего является древним абстрактным словом, означающим сражение или войну. Например, в Илиаде, это слово используется как нарицательное имя для обозначения "битвы" во избежание повторов.

Имена Арей и Арейон варианты имени Ареса, менее распространённые. Они встречаются в микенскую эпоху как Ареймен (a-re-me-ne), Аритсевехи (a-re-i-ze-we-i), Панарей (pa-na-re-jo). Существуют свидетельства о том, что культ Ареса имел не греческое происхождение, а фракийское. Софокл считает, что Арес рождён во Фракии.

Изначально Арес отождествлялся с войной и оружием. Его эпитеты: "губитель людей", "сильный", "огромный", "беснующийся", "быстрый", "вероломный", "вредоносный", "разрушитель городов", "запятнанный кровью".

Буйный и аморальный, он едва может уживаться с другими олимпийскими богами. Сердце Ареса радостно бьётся только в жестоких битвах. Свирепый, он неистово носится среди грохота, стонов и криков, которые сопровождают битву, в сверкающих доспехах и с огромным щитом. За ним следуют Фобос и Деймос (страх и ужас) его сыновья, а рядом с ним богиня раздора Эрида и смертоносная богиня Энио. Арес несет гибель и разрушения, он свиреп, неистов и грозен, только смерть людей и текущая рекой кровь радуют этого бога.

Софокл называет Ареса "презренным" и взывает к Зевсу, Артемиде, Аполлону и Вакху с мольбой поразить молниями и стрелами Ареса и уничтожить его огнём.

Культ и символика

Арес - древнегреческий идеал храброго воина. Сравнительно с другими богами греческого пантеона он пользовался меньшим почётом. Атрибутами воинственного Бога считают копьё, факел, коршун и собаки. Священное дерево Ареса - дуб.

Племена Фракии обладали воинственным характером, это привело к утверждению, что Бог Войны жил в здесь, и именно поэтому во Фракии и в Скифии были основные места почитания Ареса.

Скифский культ меча был хорошо описан древним историком Геродотом, он делал свои записи по рассказам очевидцев. Этот культ предназначался в первую очередь богу войны Аресу, и назывался еще культом бога Ареса. Вот, что пишет Д.С. Раевский:

Марс и Венера, I в. н. э.
Фреска из дома Кифареда в Помпеях
Неаполь, Национальный археологический музей

"Геродот отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. Скифский Арес входивший, наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ("скифским Гераклом"), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водружённого на вершине четырёхугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Отождествление этого скифского бога с креческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырёхугольной платформы меч - одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана ("Токсарис"), что скифы в качестве богов почитают ветер и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено у сарматов."

По мнению болгарской исследовательницы З. Гочевой Арес занимал особое место в скифском пантеоне и даже являлся верховным божеством скифов, так как скифы жили в основном войной. Аресу был посвящен особый, весьма пышный ритуал жертвоприношения лошадей, ослов и даже людей. Изучению культа Ареса также значительное место отводится в монографии Ф. Артога.

В Колхиде также поклонялись Аресу поклонялись, именно здесь на дубе висело Золотое руно.В самой Греции был также распространен культ Ареса. В Афинах стояла статуя Ареса в посвященном ему храме. Лаконийский храм Ареса находился в роще, там греки ежегодно проводили фестиваль. Ни одна женщина не имела право подходить к храму в это время.

В Спарте Аресу приносились человеческие жертвы, здесь он изображался в виде статуи с цепями. Ему поклонялись жители Тилоса на Аравийском полуострове. Храмы в честь Ареса возводились на подступах к городам, вероятно для того, чтобы воинственный Бог защищал их от нападающих.

Ареса отождествляют с Марсом - богов войны римлян.

Арес в искусстве и культуре

Патера для жертвенных возлияний
III в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
Изображены колесницы Геракла, Афины, Ареса и Диониса.

LXV орфический гимн и VIII гимн Гомера посвящены Аресу.

Самые примечательные из сохранившихся античных статуй: "Арес Боргезе" и "Арес Лудовизи" в римских копиях. Арес изображался в сюжетах о гигантомахии (рельеф на восточном фризе Парфенона и рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах, а также в вазописи). Сюжет "Арес и Афродита" был найден на нескольких фресках из Помпеи.

В средневековых книгах Арес предстаёт на иллюстрациях как бог войны и как символ планеты Марс.

В искусстве Возрождения и особенно барокко - главным образом благодаря влиянию Овидия - в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена). Иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью.

Другой сюжет "Арес и Афродита, застигнутые Гефестом" (в произведениях Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и других) не утратил популярности в новое время (Л. Коринт "Марс в сетях Вулкана").

Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство ("Поединок Минервы и Марса" Ж.Л. Давида).

Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 г. в Петербурге на Марсовом поле.

В музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. мифы об Аресе послужили сюжетом для либретто ряда опер ("Обманутый Марс" М.А. Циани; "Любовь Марса и Венеры" Г. Фингера, одноимённая опера А. Кампра; "Умиротворённый Марс" А. Ариости).



  1. Мифология

  2. В начало раздела

  3. Боги и богини

  4. Мифы о богах, богинях и героях

  5. Люди и Герои

  6. Существа, чудовища и младшие боги



  7. Рейтинг@Mail.ru



    Мифы с участием Ареса:

  1. Рождение Гефеста

  2. Измена Афродиты

  3. Афродита (рассказ для детей)

  4. Афродита и Адонис