Маленькая библиотека всезнайки |
||
ТифонТифон, (tifoo, "дымить", "чадить", "испускать пар") в греческой мифологии чудовище, могущественный великан, олицетворение огненных сил земли и её испарений.
Семья и окружениеТифон чудовищный сын Геи и Тартара (по Гесиоду). По версии Гомера, Тифон рожден Герой, ударившей рукой о землю, когда она решила в отместку Зевсу, родившему Афину, тоже самостоятельно произвести на свет потомство. Гера отдала Тифона на воспитание Пифону, убитому впоследствии Аполлоном. Еще одна версия утверждает, что Кронос дал Гере два яйца, помазанных его семенем, она закопала их под горой Арим, так родился Тифон. Тифон и Ехидна (Эхидна) породили многих чудовищ - собаку Орфа с двумя головами, пса Кербера с тремя головами (в более ранних версиях с 50), Лернейской гидры, Колхидского дракона, Немейского льва, Сфинкса, Химеру и других. Эти ужасающие создания угрожали человеческому роду до тех пор, пока Геракл не уничтожил большинство из них. Так же от Тифона произошли все ветры-пустовеи, кроме Зефира, Нота и Борея. ОписаниеТифон - хтоническое териоморфное существо: у него сто драконьих голов, часть туловища до бедер - человеческая. Ниже бедер вместо ног у Тифона - извивающиеся кольца змей. Тело покрыто перьями. Он бородат и волосат. Каждая из глоток Тифона издает вопли быков, львов и псов. МифТифон мог бы стать владыкой мира, если бы Зевс не вступил с ним в борьбу: он испепелил его молниями, поразил его перунами и забросил в тартар. По другой версии мифа, победа далась Зевсу с трудом: Тифон охватил Зевса кольцами змей, перерезал ему сухожилия, запер его в Корикийской пещере в Киликии, где Зевса стерегла драконица Дельфина (Пифон). Но Гермес и Эгипан выкрали спрятанные в пещере сухожилия Зевса, вставили их ему, и он, обретя вновь силу, стал преследовать Тифона. Мойры обманули Тифона, убедив его отведать так называемые однодневные плоды (ядовитое растение "однодневка"), якобы для увеличения силы. Согласно Эсхилу Зевс навалил на Тифона огромную гору Этна в Сицилии, и оттуда Тифон изрыгает пламя. Тифон также упоминается в истории создания созвездия "Козерог". Однажды Пан сидел на берегу реки и наигрывал на своей любимой свирели. Тут появился Тифон. Пан в ужасе бросился в реку, надеясь спастись, и уже начал превращаться в рыбу, когда понял, что Тифон имеет другую цель, а именно, самого владыку Олимпа Зевса. А Зевс пребывал в растерянности и мог бы быть побежден чудовищем, если бы не Пан: он издал свой знаменитый вопль и поразил Тифона акустическим ударом. Пока тот приходил в себя, Зевс успел подготовить перуны и сам перешел в атаку. В результате Тифон был повержен. В созвездии Козерог запечатлен Пан в момент превращения его в рыбу - хвост уже рыбий, а передняя часть тела еще капраморфна, то есть "козлоподобна". Существует другие варианты. Иногда считают, что Зевса не было, а произошло это во время известной египетской паники, описанной, в частности, Овидием в "Метаморфозах", когда Тифон преследовал разбегающихся олимпийских богов, превращавшихся в ужасе кто во что горазд. Пан был горазд превратиться в рыбу - и с тем уплыл. Иногда, что Зевс убежал от Тифона в рыбьем облике, а Пан в сюжете никак не участвует. По другой версии тут речь шла о создании созвездия Рыб, а вместо Зевса или Пана тут участвовали Афродита и ее сын Эрос, которые так же кинулись от страха в воду, а Зевс превратил их в рыб, чтобы они могли скрыться. Культ и истолкованиеГреческий Тифон позднее был отождествлен Эсхилом с египетским богом Сетом, а также с богом Сирокко, со смертью, опустошением, солнечным и лунным затмением, и другими несчастьями. От имени Тифон произошло слово "тайфун". Таким образом, этот мифический персонаж олицетворяет все отталкивающие черты, свойственные и человеку, и зверю, и мифическим существам. Практически в каждом из известных мифологических сюжетов Тифон предстает как исчадие ада, что предопределяет борьбу с ним богов, в том числе Зевса. Тифон трактуется как некая сила тьмы, как сама тьма, противостоящая светлому дню, силам света. Кольца вселенского змея в эзотерике дифференцируют на двенадцатеричный циклический ряд цивилизаций. Тифону соответствует Критская цивилизация. Диодор Сицилийский представляет Тифона как предводителя гигантов во Фригии, побеждённых Зевсом. Египетское созвездие Тифона греки назвали Медведем (Плутарх "Об Исиде и Осирисе"). В культуреБорьба Зевса и Тифона описывается в "Илиаде" Гомера и в "Географии" Страбона. Пиндар в "Олимпийских песнях" даёт описание чудовища. Тифон также упоминается в произведении Эсхила "Прикованный Прометей":
|
Мифы с участием Тифона: |