Маленькая библиотека всезнайки |
||
ЗевсЗевс, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть.
Зевс - грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда он сам выступает как существо, подвластное богиням судьбы - мойрам. Он предвидит будущее, он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений или грома и молнии. Он построил весь общественный порядок. Он же покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, податель законов, он установил власть царей, охраняет семью и дом, следит за соблюдением обычаев и традиций. Семья и окружениеЗевс сын Кроноса (отсюда еще одно его имя - Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. После свержения отца, три брата Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. Сёстры Громовержца - Гера, Гестия и Деметра. Самому Зевсу, также как и его отцу, угрожает потеря власти от сына. По совету Геи-Земли и Урана-Неба он проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от нее сына, который свергнет своего отца. Однако в этот раз у Зевса родился не сын, а дочь. Афина - богиня справедливой войны и мудрости. Она появилась из головы Верховного Бога, когда Гефест по просьбе мучающегося страшной головной болью Царя Богов, расколол его голову топором. В дальнейшем Афина становится одной из самых любимых дочерей Громовержца. Фемида, дочь Геи, открывает Зевсу тайну, известную и Прометею, что сын родившийся от Фетиды превзойдёт своего отца. Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея, Громовержец способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли. Вторая супруга Царя Богов - богиня справедливости Фемида. Их дочери оры сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам Зевс уже не зависит, как бы продолжают его волю. По другой версии Мойры его дочери Ананке. Она же принесла Зевсу дочь Адрастею (Астрею) - богиню справедливости (по другой версии мать Адрастеи богиня Ананке). Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи Зевса. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов, демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших его в младенчестве на Крите. Третья законная супруга Громовержца, но первая по значению - Гера, богиня-покровительница брачных уз. Так Царь Богов постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и проч.
Управляемый Зевсом мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, его дочери от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга Царя Богов - уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Его дочь от Деметры Персефона - богиня плодородия и царства мёртвых. Так же от Персефоны был рожден сын Сабазий - божество мистерий (он же "Старший Дионис" или Загрей), и дочь Мелиноя - богиня подземного царства. Мнемосина, богиня памяти, дочь океаниды Климены, рождает Зевсу девять муз (т.о. Царь Богов становится источником вдохновения, наук и искусств). Лето (Латона) - близнецов Аполлона и Артемиду. От Афродиты у него сын - бог любви Эрот (по одной из версий). Гермес - бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, сын Громовержца от плеяды Майи. Зевс и Селена родители Пандии - богини полуденного солнца. Дионис рожден самим Зевсом от Семелы, дочери Кадма. От Ниобы сын Пеласг (Пелазг), родоначальник племени пеласгов. Зевс Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Диоскуры от Персефоны, Геракл от Алкмены, Сарпедон от Лаодамии, дочери Беллерофонта, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак, Лакедемон от плеяды Тайгеты. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, Зевс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса - его сына от Геры. Даная - дочь аргосского царя Акрисия, которому была предсказана смерть от руки внука, родила от Громовержца Персея. В будущем Персей во время игр случайно убьёт деда брошенным диском. У Зевса множество связей с богинями и смертными женщинами, он порой не сдержан в связях и в то же время, он старательно защищает своих возлюбленных от своей ревнивой жены - Геры. В древне-греческой мифологии очень распространён сюжет преследования Герой детей своего мужа от незаконных связей или его возлюбленных. Дочь Геры и Царя Богов богиня Геката (по другим версиям от Астерии или Деметры), Геба - богиня юности, Гефест - бог огня и кузнечного дела (по другой версии он сын только Геры), Илифия - богиня-родовспомогательница, куреты - демоны растительных сил земли (по другой версии от Иды). МифыКронос боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося младенца завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи, а его воспитательницами считают также Мелиад - Мелийских нимф, порождённых Геей-Землёй из капель крови оскоплённого Урана.
Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса, напоив его по совету Метиды зельем. Затем он начал борьбу за власть с Кроносом и другими титанами. Титаномахия длилась 9 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара киклопов (циклопов) и сторуких (геактонхейров), которые поклялись ему в верности. Киклопы выковали своему спасителю гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар. Борьба Зевса и олимпийцев с миром чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Кронос, а теперь Кроноса - Зевс). Так называемая, орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими еще до Кроноса и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низвергнутых вглубь океана (Эвринома на дне океана спасает Гефеста сброшенного с Олимпа). Утверждение Зевса происходит с большим трудом. Против Громовержца восстает Гея и насылает на него свое порождение - Тифона, Зевс побеждает это дикое тератоморфное существо огненными молниями. Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится еще более ужасным чудовищем, чем гиганты. Зевсу постоянно приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него встают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии Аполлон). Они заковали Царя Богов цепью и уже хотели сбросить его в Тартар, но на помощь приходит его возлюбленная Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сына Урана - гекантонхейра Бриарея. После бунта Посейдон и Аполлон строили стены Трои, а Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землёй. Зевс - новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рожденным Землей, и борется с такими же порождениями Земли. Орёл может парить высоко в небесах, он летает выше других птиц и поэтому, по мнению древних греков, он более всего подходит Зевсу. Орёл исполняет многие поручения своего хозяина. Так, например, орёл приносит Зевсу-ребёнку нектар, которым его поят на Крите. По велению Громовержца орёл похищает Ганимеда, который затем на Олимпе исполняет обязанность виночерпия богов. Ганимед был сыном царя Троя, он был очень красив и восхищённый Зевс приказал орлу похитить его, пока Ганимед пас стада своего отца (либо сам превращается в орла), находя, что земля - недостойное местопребывание для Ганимеда. Узнав о похищении сына, отец Ганимеда предался отчаянию, но Царь Богов утешил его, показав ему сына, причисленного к сонму богов. Зевс поместил Ганимеда в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея. Зевс считается покровителем гостеприимства, он часто путешествует по земле, желая убедиться, насколько люди гостеприимны. Так в мифе о Филемоне и Бавкиде, Зевс притворяется обычным странником и приходит во Фригию. Вместе с Гермесом, спрятавшим свои крылья, чтобы не быть узнанным, он стучится в двери каждого дома, но никто не захотел приютить странников. И вот, наконец, путники подходят к самой последней хижине, покрытой соломой. В ней живут бедняки Филимон и Бавкида. Как могли они постарались принять своих гостей, собрали последние крохи, чтобы поставить их на стол, и бесконечно извинялись за скудный ужин. Зевс покарал всех в этом селении, затопив долину водой, а дом стариков превратил в прекрасный храм. Царь Богов сказал, что исполнит любое желание стариков, Филимон и Бавкида попросили об одновременной смерти для обоих, так как очень любили друг друга. В награду за гостеприимство и за добродетель Зевс наградил стариков долгой жизнью без болезней и лишений, он оставил их смотрителями нового храма, а когда пришёл их час, они превратились в деревья.
Согласно мифам, Европа была дочерью царя города Тира в Финикии и славилась своей необычайной красотой. Зевс, увидев Европу, так прельстился ею, что решил похитить её. Он превратился в белого быка и присоединился к стадам тирского царя. Европа вместе с подругами залюбовалась красотой быка, который позволил им приблизиться к нему и гладить его. Молодые девушки украсили рога быка венками. Наконец, Европа, резвясь, села верхом на животное. Тогда бык-Зевс бросился с Европой бежать к морю, переплыл его и принес свою пленницу на остров Крит, царем которого сделался впоследствии сын Европы и Зевса Минос. Аркадийцы в своих мифах оспаривали у Крита честь родины Зевса. Жители Аркадии утверждали, что Верховный бог родился на вершине Ликеона. Аркадийский царь Ликаон воздвиг Зевсу храм на вершине горы и, по мифу, принёс ему в жертву одного из своих заложников. Разгневанный Зевс превратил Ликаона в волка за такую жестокость. Этот миф интересен потому, что указывает на прекращение человеческих жертв, приносившихся Зевсу очень часто до того времени. Самый древний греческий оракул, посвященный богу Зевсу, находился в Додоне, в Эпире. Жители Додоны рассказывали, что из Египта вылетели два чёрных голубя: один прилетел в Додону, сел на дуб и человеческим голосом повелел построить тут оракул в честь бога Зевса, а другой голубь спустился в Ливию, и там возник, в Аммоне, среди песков, оракул Зевса Аммонского. В центре священной рощи в Додоне стояли дубы, шелест листьев которых истолковывался жрицами, но и стволы дубов Додоны обладали пророческим даром. Когда Аргонавты отправились добывать золотое руно, они вырубили мачты для своего корабля в священной роще Додоны, и мачты предсказывали Аргонавтам будущее. Имя, эпитеты и характер"Видишь ли ты, - говорит древнегреческий драматург Еврипид, - эту необъятную величественную бесконечность, окружающую землю со всех сторон: это - Зевс, верховный бог". Зевс имеет имя Дий. Он исконно греческое божество; его имя индоевропейского происхождения и означает "светлое небо" (индоевропейское deiuo - "дневное сияющее небо", др.-инд. deva - "бог", "dyaus" - "небо" (Дьяус), лат. "deus" - "бог", "dies" - день; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч.-лат. Jupiter, Diespiter). В античности этимология слова "Зевс" связывалась с корнями греческого слова "жизнь", "кипение", "орошение", "то, через что все существует". Некоторые ученые связывают происхождение имени Зевса с древнеславянским богом Живой. В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал ("пуп земли") - камень, проглоченный Кроносом, или камень, как пуп младенца Зевса. Омфал был поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. Отсюда ещё один из эпитетов Зевса - Хтоний ("подземный"), которого почитали в Коринфе. Однако позднее он стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых (может быть небесных, солнечных) весах судьбы героев. Зевс все еще пользуется своим древнейшим оружием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он "громовержец", "высокогремящий", "тучегонитель", насылатель ветров, дождей и ливней. О Зевсовых ливнях упоминает Гесиод, Зевс "дождит", по выражению Алкея. Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей Зевса о ниспослании дождя, афиняне просили Бога пролиться дождем над пашнями. В "Умоляющих" Эсхила представлена величественная фигура великого бога Зевса, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: "помощник в беде", "спаситель", "основатель", "оградитель", "отец", "отчий". Зевс Полией - "городской", Полиух - "владетель государства", Филий - покровитель дружеских союзов. Он следит за соблюдением клятв. Зевс - помощник воинов и сам стратег, полководец (надписи на монетах), "воинский", "носитель победы". Зевс Булей - покровитель народного собрания, скипетродержец, "владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных", "всецарь", "эллинский" и даже "всеэллинский", которому в Афинах был учрежден специальный культ. В мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. Зевс является к Данае в виде золотого дождя, Семеле - с молниями и громами; Европу он похищает, обернувшись быком, к Леде является лебедем, Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что Зевс превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи "отцом людей и богов", Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По его велению прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестового огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал человеческй род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Зевс хочет уничтожить жалкий род людей и "насадить" новый. Троянская война - тоже следствие решения Царя Богов покарать людей за их нечестие. Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого Бога "блюстителем законов". Зевс насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях в целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический Зевс принимает все более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении. Мифология Зевса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, Зевс был избран на царство богами). Только в эллинистическую эпоху Зевс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того "всецаря" и "всеэллинского" владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне "К Зевсу" стоика Клеанфа (3 в. до н.э.), где универсализм и космизм Громовержца принимают монотеистические черты. В Риме культ Зевса слился с культом Юпитера. Культ и символикаИзначально в каждой области Греции почиталось особое божество, ведающее небесными явлениями - громом и молнией. Когда сложилась общегреческая культура, местные боги слились в образ Зевса, который ведал сменой времён года, посылал попутный ветер и даровал ясные дни. Когда он потрясал эгидой, налетали бури и дожди. Главным святилищем Зевса была Олимпия в Элиде, где находился посвященный ему храм. Здесь устраивались Олимпийский игры - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. Это были общественные игры, в которых принимали участие греки всех племён и всех земель.
На Крите Зевс почитался богом тайных сил природы. Критяне считали, что он был рождён Реей втайне от Крона именно на Крите. Здесь сохранились древнейшие символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением Зевса (в образе быка он похитил Европу). На Крите показывали могилу Зевса, его чтили в оргиях как умирающего и воскресающего бога растительности. Главным местопребыванием Зевса Лабриса (Лабрандского), считался лабиринт; чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. Образ архаического Бога сближался с Загреем, который впоследствии мыслился как сын Зевса. Атрибуты повелителя Олимпа - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли Царя Богов, находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчество, на Афину - мудрость и искусства, на Деметру - земледелие. В Немейской долине проводилось общеэллинское празднество в честь Зевса во второй и четвёртый год Олимпиады - Немейские игры, начиная с 573 г. до н.э. Были, по преданию, основаны аргосским царём Адрастом, возглавлявшим знаменитый поход Семерых против Фив. На пути в Фивы аргивяне сделали остановку в Немее, где правил царь Ликург. Желая напиться, они испросили разрешения царя воспользоваться источником, и царская рабыня Гипсипила, кормилица сына Ликурга Офельта, отвела их к ближайшему ручью. Для Офельта это окончилось трагично, младенец, оставленный кормилицей в траве, погиб от укуса внезапно появившейся возле него змеи. Узнав, что этот печальный случай - дурное предзнаменование, воины учредили в память о погибшем младенце Немейские погребальные игры, а усопшего нарекли Архемор, что означает "стоящий у истоков судьбы". Каждый из героев - участников похода победил в одном из семи видов соревнований. Судьи на Немейских играх носили тёмные одежды в знак траура по Офельту. Правда другой миф рассказывает, что учредителем Немейских игр был Геракл, совершивший свой подвиг в Немейской долине - убил Немейского льва, наводившего ужас на жителей города Клеон и его окрестностей. Немейские игры включали атлетические и конные состязания. Программа этих общеэллинских состязаний была аналогична программе Олимпийских игр. Победители награждались венком из плюща, в который вплеталась петрушка - символ несчастья, траура. Подробно ритуалы и состязания Немейских игр описаны в работе П.М. Леонтьева "О поклонении Зевсу в Древней Греции", опубликованной в 1910 году. Культ Зевса-Юпитера прекратился только с введением христианства, хотя учения философов уже и раньше сильно поколебали веру в него. Древнегреческий автор Лукиан описывает в одной из своих сатир, как опустели храмы Зевса и как скудны жертвы, приносимые ему. Лукиан спрашивает, куда же делась власть этого бога, почему Зевс, обладатель громовых стрел, не поразит ими всех тех, кто не верит больше в его могущество и силу. В античном искусстве Зевса изображали в виде всемогущего властителя, восседающего на троне со скипетром и статуэткой богини Ники в руках, с орлом возле трона. Влияние на культуру и искусство
Все храмы, посвящённые Зевсу, были без крыш, так как бог Зевс олицетворял собой небесный свод, то древние греки считали, что в закрытом месте бог не может их видеть. Комедиограф Аристофан в своей комедии "Птицы" осмеивает это поверье народной мифологии. Зевсу посвящены XXIII гимн Гомера, I гимн Каллимаха и XV орфический гимн. О рождении Зевса и куретах говорили мелическая поэма Телеста, комедия Филиска и трагедия Тимесифея "Рождение Зевса". Гимн Гомера, посвящённый Зевсу: Отдельные эпизоды мифов о Зевсе приведены в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера, в "Теогонии" Гесиода, "Мифологической библиотеке" Аполлодора. Среди художников пользуются большой популярностью сюжеты о похищении Ганимеда и о похищении Европы. Рубенс и Корреджо писали картины на тему похищения Ганимеда, но ни одна не пользуется такой славой, как картина Рембрандта (в Дрезденской галерее). Паоло Веронезе написал картину по мифу о похищении Европы и по своему обыкновению одел действующих лиц в роскошные, современные ему костюмы. На эту же тему в Мадридском музее находится картина Рубенса. Голландец Бергхейм передал по-своему этот поэтический миф: он написал огромного быка и сидящую на нём полную крестьянку. Одно из чудес света: Статуя Зевса в Олимпии. Статуя Зевса Олимпийского работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н.э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, затем римских, спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме. Строительство храма началось в 470 г. до н.э. и закончилось 466 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли. Весь храм был построен из мрамора, его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10.5 метров и толщиной более 2 метров. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Строительство Храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нем не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины (Афину Промахос и Афину Парфенос). К сожалению, ни одно из его творений не сохранилось к настоящему времени. Фидий был придирчив к материалу для создания статуи, он использовал слоновую кость, драгоценные камни и примерно 200 кг чистого золота. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Глаза зевса были размером с кулак взрослого человека. По преданию, когда Фидий закончил работу, он спросил "Зевс, ты доволен?" В ответ раздался удар грома, и пол под троном треснул. Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами на Олимпийских играх, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы. После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света. |
Мифы с участием Зевса: |