Маленькая библиотека всезнайки |
||
Посейдон
Посейдон, в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, рек и озёр, подземных источников. Один из трёх главных богов-олимпийцев, вместе с Зевсом и Аидом. При разделении мира после победы над титанами Посейдону досталась водная стихия. Постепенно он оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон с трезубцем мчится по морю на колеснице, запряжённой гиппокампусами. Он покровитель мореплавания, который посылает удачу и всем другим связанным с морем занятиям (торговле, рыболовству, морским боям). Семья и окружениеПосейдон сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии с которыми он поделил господство над миром. Его супругами называют Берою, Ливию и Каллирою, наиболее известна его супруга Амфитрита. Свою возлюбленную Кениду дочь Элата Посейдон превратил в мужчину. Так же его возлюбленными называют Скиллу, Алопу, Эфру и Фию, Посейдон превратился в быка для Арны, в коня для Деметры, в речного бога Энипея для Ифимедеи, в барана для Феофаны, в птицу для Медузы Горгоны, в дельфина для Меланофии. С Амфитритой они обитают в роскошном дворце на дне моря у города Эги, в области Ахайе, на северном берегу полуострова Пелопонес в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря. От нее у него сын Тритон - владыка морских глубин.
Посейдон - отец множества детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон, Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик - от нимфы Мелии ("ясеневой"), великан Антей - от Геи-Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убаюкивающий всех чужестранцев, разбойники Керкион и Скирон; от медузы Горгоны у него Хрисаор ("златомеч") и Пегас. Деметра в образе эринии родила от Посейдона коня Арейона, что дополняет сведения о зооморфоной сущности Посейдона. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собственную ипостась, который вместе с Пасифаей породил Минотавра. Однако были слабые попытки связать Посейдона с героическим миром, хотя и здесь Посейдон является в облике водной стихии. Приняв облик речного бога, Посейдон вступил в брак с Тиро, породившей Пелия и Нелея, отца мудрого Нестора. Его сыновьями называют героя Беллерофонта от Евримеды или Евриномы, Прокруста и Протея. Также его называют отцом морского божества Главка, фиванского царя Лика, бога обмолоченного зерна Алоея, возможно царя Авгия и многих других персонажей греческой мифологии. Посейдон считается божественным отцом Тесея, сына афинского царя Эгея. Доказывая своё божественное происхождение Тесей бросился в море, чтобы достать кинутое туда Миносом золотое кольцо, добыл его у Амфитриты и вернулся победителем. Именно Тесей убивает Минотавра - тоже сына Посейдона, только чудовищного. Среди аргонавтов есть сыновья Посейдона - Эвфем, Эргин и Анкей, не играющие, однако, существенной роли в походе. Ареса Посейдон вызывал на суд за убийство своего сына Галиррофия от нимфы Эвриты. Арес убил его за попытку силой овладеть Алкиппой - своей дочерью от Агравлы. Однако суд оправдал Бога Войны, после чего суд стали называть "ареопагом" (в бувальном переводе "Холм Ареса"). МифыСогласно Гесиоду, Посейдон был старше Зевса. Он был проглочен вместе со своими братьями и сестрами Кроносом и освобождён Зевсом. Однако есть другая версия, рассказанная Диодором: Рея сумела скрыть новорождённого Посейдона от Кроноса, дав мужу проглотить вместо младенца жеребёнка. Юного же Посейдона Рея тайком передала Кафире, дочери Океана, и вулканическим духам тельхинам с острова Родос, которые воспитали малолетнего бога. Во время борьбы богов с гигантами Посейдон поверг гиганта, бросив на него остров Нисир. Вместе с другими древнегреческими богами Посейдон участвовал в битве с титанами. Именно он изготовил медную дверь, благодаря которой побеждённые титаны были заперты в Тартаре.
Архаические черты у олимпийского Посейдона находят выражение в его буйном нраве, попытках сохранить свою независимость. Вынужденный признать главенство Зевса, он считает себя равным ему. Посейдон участвует в мятеже против Зевса (либо вместе с Герой и Аполлоном, либо вместе с Герой и Афиной), которого спасает от оков Фетида. Он в союзе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, помогает ахейцам, вызывая гнев громовержца, и угрожает ему непримиримой враждой. Посейдон идет на помощь ахейцам с мечом, похожим на молнию, предводительствуя их воинством. После заговора против Зевса Посейдона в наказание отправляют в услужение человеку. По другой версии Посейдон и Аполлон желали проверить, как далеко зайдёт Лаомедонт в своём высокомерии. Так Посейдон и Аполлон обнесли Трою гигантской стеной. Но разрушили её после того, как не получили обусловленной платы от царя Трои Лаомедонта. Посейдон в гневе послал к Трое морское чудовище, которое опустошало берега, пока Геракл не убил его и не спас при этом дочь Лаомедонта, Гесиону. Продолжая мстить троянцам, в Троянской войне Посейдон выступает на стороне ахейцев. Он один идёт против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, ненавидя его за ослепление Полифема, хотя Зевс уверен, что Посейдон не может спорить со всеми бессмертными и поступать самовластно. Однако Посейдон не успокаивается и насылает на Одиссея страшную бурю, разбивая его плот и своим трезубцем взбудораживая море, тучи и ветры. Посейдон яростно действует своим трезубцем, желая или поднять бурю, или погубить кого-либо из героев. Он разбивает скалу и губит Аякса Оилида за его нечестивую похвальбу.
Вряд ли Посейдона можно считать основателем и защитником полисов. Коринфскую область он оспаривал у бога Гелиоса, но сторукий великан Бриарей, выступивший в роли арбитра, присудил Посейдону лишь перешеек Истм (между Пелопоннесом и Средней Грецией), а Гелиосу отдал город Коринф с его цитаделью. С Афиной Посейдон спорил и за Трезена. Зевс постановил разделить этот город между ними двумя. Посейдон безуспешно пытался оттягать у Зевса и Диониса острова Эгину и Наксос. Он хотел отнять Арголиду у Геры, но Громовержец передал спор на решение первого жителя этой области, Форонея, и богов рек Инаха, Кефиса и Астериона. Когда те высказались в пользу Геры, разгневанный Посейдон иссушил три вышеназванных реки. Судился за Дельфы с Аполлоном и эту тяжбу также проиграл. Наиболее известен спор Афины и Посейдона за Аттику. Споря за неё, он ударил трезубцем в берег и произвёл коня, по другой версии источник солёной воды. Афина вырастила маслину, вследствие чего Посейдон проиграл спор. Проиграв спор он сначала затопил Аттику, потом наслал сушь (по другой версии он не сделал этого по приказу Зевса). Единственная страна, где царили Посейдон и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие - остров Атлантида (по Платону). По словам критян, Посейдон впервые занялся морским делом и создал корабли. По преданию ударом трезубца он открыл в Фессалии Темпейскую долину. Персей спас Андромеду от принесения в жертву для укрощения гнева Посейдона. По просьбе мифического царя Крита, Миноса, Посейдон выслал из моря громадного быка, чтобы это животное было принесено в жертву ему самому. Но Минос вместо этого быка принёс в жертву другого, похуже и поменьше, тогда Посейдон внушил неутолимую любовь к быку жене царя, Пасифае. Так родился чудовищный Минотавр. Имя, эпитеты и характер
Имя Посейдона можно понимать в его дорийской форме как "супруг земли" или "владыка вод" (Poteidan, pot = pos "супруг" и da = ga "земля" или potei "владыка", daon "водный", "водяной"). Яростен гнев этого бога, так же как и его стихия. С неумолимым гневом он преследует тех, кто его оскорбляет. Его основная черта - это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием. Эпитеты Посейдона - "колебатель земли", "земледержец". С другой стороны, древнейший Посейдон связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. Общепринятый эпитет Посейдона Пелагий, что значит "морской. Другие эпитеты Посейдона: Кренух "держатель источника"; Нимфагет "водитель нимф", так как он состоял в брачном союзе со многими нимфами. Страбон сообщает, что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм Посейдону Асфалию - "дарующему безопасность". Посейдон почитался по всей Греции также как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, "древесным", и им обоим была посвящена сосна. Культ Посейдона Гиппия - "конного" преимущественно фессалийский. Именно он, по преданию, создал коня и научил управлять им. В Аргосе был храм Посейдона Проклистия - "причиняющего наводнение" в память спора Геры и Посейдона, когда отвергнутый аргосцами Посейдон наслал на Арголиду море. На акрополе у святилища Эрехфея почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем Посейдона. В Трезне, несмотря на поражение Посейдона от Афины "могучей", почитают Посейдона "царя". Там же храм Посейдона Фитальмия в память бесплодия, посланного Посейдоном на землю, пропитавшуюся морской солью, и милости Посейдона, прекратившего гнев. Культ Посейдона всюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение. В римской мифологии отождествляется с Нептуном. У филистимлян Посейдон отчасти отождествлялся с Дагоном. Культ и символы
В ранней греческой мифологии, прежде чем стать владыкой моря, Посейдон был хтоническим божеством - связанным с подземным миром. Он нёс смерть и порождал землетрясения. Тогда культ Посейдона был близок к культу Аида и имел двойственную природу: Посейдон одновременно насылал на людей грозные стихийные бедствия, но и являлся благодетелем, по чьей милости весенние воды оплодотворяют поля. Указывая на необычайно тесную связь культа Посейдона с лошадьми, некоторые исследователей полагали, что он сам являлся лишь развитием архаического тотема обожествлённой лошади. Но такое мнение вряд ли справедливо. Тотемизм был практически неизвестен в античной Греции. "Лошадиный элемент" в мифах о Посейдоне, вероятнее всего, лишь рельефнее подчеркивал необычные, сверхчеловеческие силы, которыми этот бог управляет. Культ Посейдона был широко распространён во всей Древней Греции, преимущественно в прибрежной части и на островах; особенно богат местами его почитания был Пелопонес - ионийцы почитали его как покровителя своего племени. Храмы Посейдона воздвигались чаще всего на мысах, перешейках и в приморских городах. Культ Посейона в Фессалии был, вероятно, связан с религиозными представлениями одного из доиндоевропейских племён Эллады - минийцев, издревле слывших отличными наездниками и моряками. Города Навплия, Трезен, Калаврия и ряд других объединились в так называемую Посейдонову амфиктионию (политический союз). На малоазиатском мысе в Микале существовал храм Посейдона, общий для 12 ионийских городов. На афинском акрополе показывали источник, высеченный, по преданию, из скалы трезубцем Посейдона во время его спора с Афиной за главенство над Аттикой. С расселением греческих племен на островах Посейдона стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. По А.Ф. Лосеву, древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой, он отмечает: "Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землёй, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона - коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников". Из словаря Любкера: "В древнепеласгическое время Посейдон был не только богом моря, но и богом всех вод, распространённых на земле и вокруг неё; он даёт начало источникам, рекам и озёрам. Поэтому он был также питателем и оплодотворителем растительного царства и стоял близко к Деметре". У Любкера он среди прочего отмечается как объемлющий и держащий землю, и как колебатель земли он производит землетрясения (т.к. считалось, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления). Трезубец Посейдона - некий древнейший фетиш, наделённый магической силой, он заменяет Посейдону молнию Зевса, хотя, по некоторым сведениям, первоначально бог носил вместо него простую рыболовную острогу. Но Посейдону было вполне достаточно крепко ударить ладонью по кораблю феаков, чтобы превратить его в скалу и втиснуть эту скалу в морское дно. Посейдон не живет на Олимпе, владея собственным роскошным дворцом на дне моря в Эгах. Покидая свой дворец, Посейдон, по представлениям эллинов, ездил в золотой одежде на колеснице, запряжённой златогривыми конями с бронзовыми копытами. Морская тёмно-синяя бурливая волна и есть сам Посейдон, постоянно именуемый "синекудрым", "темновласым". Облик Посейдона страшен, могуч и стихиен. Под его стопою трепещут леса. Своего дворца в Эгах он достигает, сделав три-четыре шага с фракийских гор. Кроме коня священными животными Посейдона считались дельфин и бык - в частности чёрный, а священным деревом - сосна. В честь Посейдона устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Тесное отношение к культу Посейдона имел аттический свод мифов о Тесее (учредителе Истмийских игр). Согласно мнению ряда исследователей, легендарный отец Тесея, афинский царь Эгей, был ни кем иным, как героизированным Посейдоном. Так же в честь Посейдона устраивались жертвоприношения быков. Влияние на культуру и искусствоИнтересен рисунок Антона Лосенко "Нептун на водах". Основой для рисунка стал эпизод из «Энеиды» Вергилия. Богиня Юнона, желая отомстить троянцам, наслала бурю на моря. Но Нептун не потерпел такого вмешательства в свои владения и усмирил волны. Изображенные на дальнем плане стены Трои дают возможность связать сцену с литературным источником и определить иконографический тип композиции — «Нептун усмиряет волны», или «гнев Нептуна».
Посейдону посвящены XXII гимн Гомера и XVII орфический гимн. Он действующее лицо трагедии Еврипида "Троянки", комедии Аристофана "Птицы". Древнегреческие художники изображали Посейдона человеком царственной наружности, с густой бородой и волосами. На фресках, вазовых росписях и статуях его правая нога обычно стоит на дельфине или скале, либо же Посейдон едет в сопровождении морских чудовищ на колеснице, быке или коне. Его лицо обычно выражает гнев и возбуждение (в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса). Посейдон в современностиВ честь Посейдона назван лунный кратер "Посейдон" в Море Ясности. В названиях фильмов-катастроф можно встретить имя "Посейдон", например американский фильм-катастрофа "Посейдон" 2006 года. Так же американский писатель Рик Риордан написал серию фанстастических романов о Перси Джексоне под общим названием "Перси Джексон и Олимпийцы", где главный герой современный подросток узнаёт, что является сыном Посейдона. |
Мифы с участием Посейдона:
Рубрика "Вопрос-ответ": |