На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Дионис


Вакх
Караваджо, ок. 1596 г.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Дионис, Ба́хус, Вакх, в мифах древней греции бог плодоносящих сил земли, растительности, виноделия и виноградарства, а также покровитель вдохновения. Один из двенадцати правящих олимпийских богов.

Семья и окружение

Существуют мифы о различных воплощениях Диониса. Согласно основной мифологической традиции Дионис - сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма и Гармонии - Семелы. Однако известны и другие архаические ипостаси Диониса: Загрей - сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх - сын Зевса и Деметры, связанный с Элевсинскими мистериями.

Жена Зевса - Гера люто ненавидела Диониса и старалась находить все новые и новые способы отомстить незаконнорожденному сыну Царя Богов. Однако впоследствии Дионис сумел утвердиться среди двенадцати олимпийских богов, в качестве отражения таких черт человеческого характера, как безумие, опьянение, веселье и т.п., и Гере пришлось смириться.

Возлюбленной Диониса стала прекрасная Ариадна - дочь критского царя Миноса. По известному мифу Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта и научила того, как победить Минотавра. Вместе с Тесеем они сбежали из чертогов царя Миноса, но по пути в Афины герой Тесей бросил бедную девушку. От страшного горя Ариадна готова была расстаться с жизнью, но её спас Дионис. По другой версии, Дионис пришёл во сне Тесею и сказал ему о том, что Ариадна предназначена в жёны ему, Дионису. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове, где после она встретила Диониса. Зевс из любви к своему сыну сделал Ариадну бессмертной богиней. От Ариадны родились Энопион и Фоант.

Из других возлюбленных Диониса известна Эригона - дочь Икария. Её история очень печальна, Дионис подарил отцу Эригоны вино, которым тот угостил пастухов. Впервые отведав вина, пастухи подумали, что Икарий их отравил и убили его. Эригона покончила с собой, но перед смертью выкрикнула проклятье - чтобы все девушки Афин умирали такой же смертью до тех пор, пока убийцы отца не будут наказаны. Так и случилось. Зевс превратил Эригону после смерти в созвездие Девы.

Вакх и Ариадна
Джузеппе Бартоломео Кьяри
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Авра, миф о которой изложен в XLVIII песне поэмы Нонна "Деяния Диониса", дочь титана Леланта и океаниды Перибеи, родила Дионису близнецов Дидимов. Есть версия, что Гименея от Диониса родила Афродита. Сыном Диониса является и бог пиршеств и веселья - Ком (или Комос).

Неизменными спутниками Диониса являются менады ("безумствующие"). Их называют по-разному: от римского имени Диониса Вакх их называют вакханками; по одному из эпитетов Диониса "Бассарей" - бассаридами; фиадами ("нистовые") их называют как участниц фиаса, то есть шествующих за Дионисом. Менады - это "безумные" женщины, всегда следовавшие за Дионисом и участвующие в его безудержных пиршествах и празднествах.

Среди спутников Диониса были и Мелии (нимфы), Корибанты, Сатиры, Титиры. Они неотступно следовали за Дионисом во время его путешествия.

Нечто почти неуловимое связывает Диониса с его дядей Аидом. Диониса убивают, но он вновь возрождается, он спускается в аид за своей матерью Семелой, чтобы сделать ее бессмертной богиней Фионой. Самому Аиду Дионис дарит мирт (вечнозелёное растение).

Диониса также часто противопоставляют его брату Аполлону. Тогда как Аполлон представляет собой рациональное начало, соблюдение границ и рамок, духовное развитие, Дионис представляет собой начало животное, не знающее меру, предающееся безграничным удовольствиям и экстазу. Дионис - божество земледельческого круга, связано со стихийными силами земли, тогда как Аполлон - прежде всего божество родовой аристократии.

Мифы

Один из самых известных мифов о Дионисе повествует о его рождении. Гера узнав о том, что Семела ждёт от Зевса ребёнка страшно разозлилась. Она обратилась в служанку и внушила Семеле, что её возлюбленный может быть мошенником. Гера уговорила Семелу попросить у Зевса явиться перед ней во всём своём величии. И так как Громовержец пообещал Семеле исполнить любое её желание, он не смог ей отказать. Зевс предстал перед Семелой в ярком сиянии молний и пламени, которые испепелили простую смертную девушку. Остался лишь недоношенный ребёнок, которого его отец зашил в своё бедро, чтобы доносить его до срока. Когда же срок подошёл, Зевс распорол бедро и оттуда появился хорошенький мальчик, которому он дал имя - Дионис.

Дионис и Сатир (фрагмент)
Римская копия 120-140 гг. н.э. греческого образца
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Согласно сказаниям Брасийцев, Семела всё таки родила Диониса, но Кадм заключил её с сыном в бочку. Бочка была выброшена морем на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитала в пещере его кормилица Ино. Согласно же ахейцам, Дионис был воспитан в городе Месатис, где его подстерегли титаны.

Зевс отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (по Вакхилиду) или сестре Семелы Ино (по Апполодору). Следующий миф рассказывает о том, что Гера не смогла успокоиться и решила отомстить маленькому ни в чём не повинному Дионису. Так, она наслала безумие на Диониса и на всех, кто его окружал, а после натравила на него титанов из самого Тартара, чтобы они разорвали Диониса на части. Но бабушка Рея-Кибела воскресила малыша и отдала его на воспитание престарелому учителю - Силену. Однако мальчик по-прежнему был безумен. Он нашёл виноградную лозу и научился делать напиток из винограда, вселяющий безумие в любого, кто его выпьет. Силен и Дионис отправились странствовать по Египту и Сирии, чтобы учить людей виноделию, когда же он пришёл во Фригию, Рея-Кибела исцелила его безумие и просила его вернуться на Олимп.

Но Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Тогда они заковали пленника в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.

Повсюду, где был Дионис, он учил людей выращивать виноград и делать вино. Однако сам Дионис не знал меры - его сопровождали безудержное пьянство и насилие. Он требовал признания своего божественного происхождения и мог свести с ума, если его не признавали, или даже убить. Так, например, царь Ликург (сын царя эдонов) отверг Диониса, не признав в нём бога. В безумстве он убил топором своего сына, будучи убеждён в том, что срубает виноградную лозу. После же он был растерзан своими же лошадьми. Сошли с ума и дочери Миния, а в Аргосе Дионис поверг в бешенство женщин. Так же он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан менадами под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.

Дионис все таки вернулся на Олимп, где был встречен отцом. Он заявил свое право на правление в числе олимпийских богов и тогда Гестия с радостью отдала Дионису своё место. Так Дионис стал одним из двенадцати правящих богов Олимпа.

Имя, эпитеты и характер

Бахус
Микеланджело, 1497 г.
Барджелло, Флоренция, Италия.

Имя Диониса встречается на табличках критского линейного письма еще в 14 в до н.э. Дионис (др.-греч. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionusus) или Бахус (Вакхос) - божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившегося в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там.

Дионис славится как Лиэй (или Лисей) ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Дионис Бромий ("шумный"), Эвий ("ликующий"), Иакх ("вопль, призыв"), Мельпомен ("поющий"), Никтелий ("ночной"), Ойнос ("вино") путешествует по миру, ведя за собой шумную толпу последователей и почитателей.

Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом. Он часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он был покровителем культурных растений и деревьев. Растительное прошлое Диониса подтверждается эпитетами Эвий ("плющ") и Дендрит ("древесный"), а также тем, что Дионис являлся умирающим и воскресающим богом также, как и растительная природа.

Зооморфное прошлое Диониса отражено в его эпитетах Бассарей ("лисица") и Эгобол ("поражающий коз"). Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей), к нему часто применялись эпитеты "бык", "быковидный", "быколикий", "двурогий" и т.д. Возможно из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг, а до этого времени люди тащили плуг сами. Существует связь Диониса и с козлом, например, в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил мальчика в козлёнка, чтобы спасти от ярости Геры, также на связь Диониса с козлом указывают и спутники Диониса - сатиры.

Символом Диониса, как бога продородных сил земли, был фаллос, его эпитет Орфос ("прямой"), жертвенник Дионису Орфосу находился в святилище Ор.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Дионис совершенно безумен, он пьяница, жёсткий и безнравственный. Он жестоко мстит своим недоброжелателям. Но Дионис - это сильный и храбрый молодой бог. Он даже отправился в Аид, чтобы вывести свою мать из царства теней. Дионис щедрый и милосердный, он всех одаривает талантом виноделия, он простил царя Мидаса и избавил его от своего же дара (царь Мидас попросил Диониса, чтобы все к чему он прикасался превращалось в золото и чуть не погиб от голода).

Дионис дает вдохновение, возбуждает человека петь, создает поэзию; но поэзия, исходящая от него, имеет характер более страстный, чем поэзия Аполлона. Дионис дает мыслям восторженность, возвышающуюся до дифирамба, дает им живость, силой которой создается драматическая поэзия и сценическое искусство. Но вызываемая богом виноделия экзальтация доводит и до затемнения рассудка, до оргиастического безумия.

Культ и символика

Дионис
Напольная мозаика триклиния "Дома Диониса", ок. I-IV вв н.э.
Брешиа, Городской музей Санта-Джулия

Распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8-7 вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.

Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (по Вакхиллиду). Участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза), разрывали на части и пожирали в сыром виде воплощавшее бога животное (чаще всего быка или козла), приобщаясь таким образом к божеству и достигая "богоодержимости", становясь "вакхами". Радения Диониса осуществлялись в значительной мере женщинами, которые в "богоодержимости" становятся "вакханками", "менадами" (т.е. исступленными), они и терзают Диониса и одновременно пестуют воскресающего бога-младенца. Эта преобладающая роль женщин объясняется тем, что в самые ранние периоды земледелия, когда радения возникли, оно находилось почти исключительно в руках женщин, совершавших таким образом магический обряд укрепления жизненной силы нового бога, от которого, по их верованиям, зависел новый урожай.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Почитание Диониса перешло из Фракии в Грецию, где для религии Диониса существовала благоприятная почва благодаря распространению сельских культов и обрядов аграрной магии. Однако воспринятая крестьянским населением Греции фракийская религия с ее первобытным недифференцированным характером встретила сильное противодействие со стороны аристократии, идеология которой строилась на "благоразумии" и "умеренности", на уважении к установленным социальным граням. Но со временем в Дельфах Дионис стал почитаться наряду с Аполлоном. Именно тогда Диониса приняли как сына Зевса, что было обычной формой ассимилирования чуждых божеств с олимпийскими богами. На Парнасе каждые два года устанавливались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (по Аристотелю).

В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте-апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

Дионис в искусстве и культуре

Дионис и Ариадна
Фреска из Помпей
Неаполь, Национальный археологический музей

О Дионисе повествуют XXVI и XXXIV гимны Гомера. Он действующее лицо трагедии Эсхила "Эдоняне", трагедии Еврипида "Вакханки", комедии Аристофана "Лягушки" и "Дионис, потерпевший кораблекрушение". Существовала сатировская драма Эсхила "Кормилицы Диониса", сатировская драма Софокла "Младенец Дионис", трагедия Херемона "Дионис".

Античное театральное здание в городе Афины, располагающееся на юго-восточном склоне Акрополя - Театр Диониса - один из самых древних театров в мире. Он был построен в V в. до н.э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время малых Дионисий и Великих Дионисий. Фактически эти мистерии дали начало древнегреческому театру. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису возникла древнегреческая трагедия (греч. tragodia, букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", т.е. козлоногих сатиров - спутников Диониса).

Сюжеты мифов о Дионисе отображены в скульптуре, вазописи, литературе и живописи (в особенности эпохи Возрождения и Барокко). Художники изображали вакхические празднества, полные веселья и дикого разгула, в котором принимала участие вся свита Диониса. К этому сюжету обращались А. Дюрер, Тициан, Джулио Романо, Пьетро де Кортона, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Николя Пуссен и другие. Наиболее известные статуи 18-19 в.в. - "Вакх" И.Г. Даннекера и Б. Торвальдсена.

К культу Диониса обращались и композиторы 19-20 веков - А.С. Даргомыжский "Торжество Вакха", К. Дебюсси "Триумф Вакха" и опера "Дионис", опера Ж. Масне "Вакх" и др.

Мифы о Дионисе оказали огромное влияние на творчество Фридриха Ницше, где открывается особое представление дионисийского начала (см. "Рождение трагедии из духа музыки").

В современности

(3671) Дионис - околоземный астероид из группы "аполлонов", орбита которого пересекает орбиты Земли и Марса. Был открыт 27 мая 1984 года американскими астрономами Кэролин и Юджином Шумейкерами в Паломарской обсерватории.



  1. Мифология

  2. В начало раздела

  3. Боги и богини

  4. Мифы о богах, богинях и героях

  5. Люди и Герои

  6. Существа, чудовища и младшие боги



  7. Рейтинг@Mail.ru



    Мифы с участием Диониса:

  1. Рождение Диониса

  2. Месть Геры Дионису

  3. Дионис возвращается на Олимп

    Рубрика "Вопрос-ответ":

  1. Почему Дионис не сразу оказался на Олимпе?