На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Персефона


Персефона, начало I в.н.э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.

Персефона, Ко́ра ("девушка", "дева"), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых, одна из двенадцати богов и богинь олимпийского пантеона.

Семья и окружение

Персефона дочь Зевса и Деметры, позднее ставшая супругой Аида, который с разрешения Зевса похитил ее у матери.

Зевс соблазнил Деметру, превратившись в змея (по мифу фригийцев он был в образе быка). Деметра вскормила свою дочь в пещере вместе с нимфами, по одному из мифов Персефона росла вместе с Афиной и Артемидой (либо с Афродитой). Её спутницами и подружками были нимфы Иахе (Яхе), Фено (Файно) и Левкиппа. А сторожила её нимфа Каллигенейя.

Когда Персефона подросла, она стала прекрасной и жизнерадостной девушкой, к ней сватались Арес и Аполлон.

Она стала приёмной матерью Адониса. Согласно Суде Персефона имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия (или Загрея).

Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых).

Мифы

Самым распространенным мифом о Персефоне можно назвать Миф о похищении Персефоны Аидом. В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу у озера Перг (по Гигину), собирала цветы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби. Она наслала на землю засуху и неурожай, она поклялась, что пока Персефона не вернется к ней, ни один росток не произрастет на земле. И Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триполему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии. Но Аид перед уходом Персефоны дал ей съесть зернышко граната (по другим версиям три или семь зерен), чтобы она вернулась к нему, и дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью.

Этот гранат возник из капель крови Диониса, Персефона же до этого отказывавшаяся от пищи, проглотила зерна и была вынуждена отныне возвращаться к Аиду. Деметра, узнав об этом коварстве, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой будет возвращать земле изобилие. Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, а Келей был первым священником Деметры, посвященный в ее обряды и тайны, а его сын Триполем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям на земле.

Похищение Прозерпины. Никколо дель Аббате. Лувр, Париж, Франция.

Персефона против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу реки Кокид Кокитиду, затопив её насмерть, и нимфу Минту, превратив ее в мяту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями.

Упоминается Персефона и в Гомеровской "Одиссее", главный герой которой однажды спустился в подземное царство. Богиня показала ему души умерших праведных женщин. Еще один миф рассказывает о соперничестве Афродиты и Персефоны за одного из самых красивых юношей из смертных - Адониса. Афродита влюбилась в Адониса и отправила его Персефоне, чтобы уберечь. Персефона стала его приёмной матерью и когда пришёл срок расстаться, она отказалась вернуть его Афродите. Спор длился очень долго и был разрешён только с помощью Зевса, который наказал Адонису треть года проводить с Персефоной в подземном царстве, а остальное время быть предоставленным самому себе.

Имя, эпитеты и характер

Имя Персефоны произошло не из греческого языка и им не объясняется. Встречаются также диалектные варианты - Персефонея, Ферсефонея, Ферсефона, иногда Феррефатта. Часто Персефону именуют как Кора.

Одно из эпитетов Персефоны - Праксидика (др.-греч. "вершительница справедливости"). Менелай соорудил ей храм, вернувшись из-под Трои. Храм богинь Праксидик был в Галиарте. Праксидика изображалась в виде головы, и в жертву ей приносились головы (из словаря Фотия).

В микенских текстах, возможно, Персефона соответствует божеству pe-ra-si-ja, либо pe-re-swa. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространен до вторжения греков на Балканский полуостров.

Богиню также называют эпитетами Лептинида и Обримо. В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина.

Культ и символика

Прозерпина. Данте Габриэль Россетти
1874 год. Галерея Тейт, Лондон

У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории.

Культ богини преисподней существовал в Пилосе с микенской эпохи. Её почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. Большую популярность богиня имела именно среди женщин. Кроме того, Повелительница царства мёртвых была олицетворением постоянной смены времён года.

Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. Храм Деметры и Персефоны в Элевсине стал неким памятником страданиям матери и дочери. В сентябре девять дней в этом храме совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне (элевсинские мистерии). Участники таинства были уверены в том, что таким образом они обеспечивают возвращение Персефоны, а вместе с тем и богатый урожай, даруемый Деметрой.

Весной древние греки отмечали праздник, посвященный воссоединению матери-Деметры со свей дочерью. Проходили пышные празднества в честь наступления весны. Еще один праздник был посвящён Персефоне - Тесмофории, который справлялся при участии свободнорождённых женщин, во время посева в конце октября. Праздник проводился на средства наиболее обеспеченных и уважаемых женщин Афин. В первый день женщины собирались вместе и отправлялись в Галимунт (местность в древней Аттике), обмениваясь шутками. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы, куда и отправлялись женщины. На второй день в храме приносились жертвы, в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в унынии и посте, на пятый день устраивался шикарный и весёлый пир, с играми и плясками. Об этом празднике писал Аристофан в комедии "Женщины на празднике Тесмофорий".

В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классическо-олимпийского. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.

Цветком Персефоны называют нарцисс. В некоторых источниках говорится о том, что возвращаясь из царства мёртвых, Персефона иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы, чтобы мать увидела её отовсюду. Однако другие источники ассоциируют созвездие Девы с самой Деметрой.

В культуре и искусстве

В произведениях мифографов и в литературе Персефона стала символом бессмертия души. Образ этой богини очень популярен как в изобразительном искусстве, так и в музыке и литературе. Особенно часто используется тематика мифа о Похищении Персефоны.

Среди древних писателей, описывавших Персефону, были Платон в "Кратиле", Гесиод в "Теогонии", Порфирий "О пещере нимф", Клавдиан в "Похищение Прозерпины", Павсаний в "Описании Эллады", Овидий в "Метаморфозах", Гомер в "Одиссее" и многие другие.

Из более современных литературных произведений известны такие, как "Прозерпина" стихотворения Гёте и Эвариста Парни (перевод этого произведения на русский язык сделан А.С. Пушкиным), а так же "Богиня весны" Каста Филиса и "Пыльца" Джеффа Нуна.

Похищение Персефоны. Алессандро Аллори, 1570 г. Музей Гетти, Лос Анджелес, США.

Образ Персефоны и Прозерпины так же использовался в музыкальных произведениях, например, в одноименных опере Сен-Санса и музыкальнай трагедии Люлли.

В скульптуре стоит обратить внимание на скульптуры "Похищение Прозерпины" Бернини 1622 года и Франсуа Жирардона 1700 года.

Среди картин известны "Похищение Прозерпины" Никколо дель Аббате, Париса Бордоне и Йозефа Хайнца. Картина хранящаяся в художественной галерее Лидса известна всему миру, это "Возвращение Персефоны" Фредерика Лейтона (1891 г), на которой изображена сцена встречи Деметры и Персефоны в той самой пещере, где Деметра вырастила свою дочь. Это светлая и радостная живопись, насыщенная цветами охры и лазури. Известна также великолепная работа Альбрехта Дюрера - гравюра "Похищение Прозерпины на единороге", 1516 г. Данте Габриэль Россетти в 1874 году изобразил Персефону (Прозерпину) в мрачных коридорах дворца в подземном царстве Аида. В руках она держит тот самый гранат, зёрна которого не дали ей покинуть царство мёртвых.

Персефона в современности

Образ Персефоны и мифа о её похищении не оставляет воображение и современных деятелей искусства. Например, в 2009 году известный немецкий композитор Вольфганг Рим написал оперу "Прозерпина".

Именем Персефоны назван крупный астероид главного пояса, который был открыт 23 февраля 1895 года немецким астрономом Максом Вольфом в обсерватории Хайдельберга.



  1. Мифология

  2. В начало раздела

  3. Боги и богини

  4. Мифы о богах, богинях и героях

  5. Люди и Герои

  6. Существа, чудовища и младшие боги



  7. Рейтинг@Mail.ru



    Мифы с участием Персефоны:

  1. Миф о похищении Персефоны (рассказ для детей)

  2. Подземное царство Аида

  3. Афродита и Адонис