На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Загрей


Загрей (буквально "великий охотник", "великий ловчий"), в греческой мифологии божество мистерий, одна из архаических ипостасей бога Диониса, так называемый "старший Дионис".

Происхождение и упоминания в источниках

Согласно Нонну Панополитанскому, Зевс посетил Персефону в виде змея. По Еврипиду от этой связи родился рогатый младенец Загрей, то есть Дионис. Софокл пишет, что он бы вскормлен Деметрой. По орфикам, он был вскормлен Персефоной. Эсхил же в "Сисифе" называет его сыном Аида. На монетах 4 в. до н.э. из Праса изображена женщина, ласкающая Зевса-змея, вероятнее всего это Персефона.

Загрей - эпитет Диониса, иногда Аида. Упомянут в "Алкмеониде", в сатировской драме Эсхила "Сисиф-беглец".

Загрея также называют Сабасием (Сабазием), это древнее фригийское божество, некоторыми чертами своего значения и культа сближающееся с греческими Дионисом и Зевсом, так как культура фракийцев сильно влияла на греков. Во времена Пелопонесской войны почитание Сабасия пришло в Афины и уже совершалось открыто, хотя из-за его иноземного происхождения, культ встречал и некоторое осуждение. Имя "Сабасий" вероятно означает "спаситель", в его честь проводились праздники, участники которого танцевали со змеями.

Главное святилище Сабасия находилось на горе Пангее, вблизи Филипп; неподалеку оттуда возвышался и Дионисов холм. Греческий Дионис представлялся то как божество тождественное с Сабасием и с ним совпадающее, то как от него отдельное, только близкое к нему. Спутниками и спутницами фракийского Сабасия были те же второстепенные божества, что и в культе Диониса: Пан, Силен, сатиры, наяды, нимфы. Менады Дионисовых оргий, вакханки, носили здесь имя мималлоны, а служители его — бессы. Из Фракии культ перешел в Македонию, преимущественно в виде мистерий. Впрочем, здесь Сабасий снова является верховным божеством и получает от греков имя Зевса.

Плутарх сообщает, что ревностной участницей оргий в честь Сабасия была мать Александра Великого Олимпиада; отсюда возникла легенда о том, что сам Зевс в образе змея вступал в связь с Олимпиадой и что плодом этих отношений был Александр; ходил даже рассказ, будто царь Филипп потерял глаз за то, что подсмотрел в замочную скважину, как божество в виде змея возлежало с его супругой.

Культ С. представляет яркий пример того, как религиозные верования различных народов, соседних и родственных, переплетаются между собою, как под влиянием верований одного народа изменяется туземное представление о божестве у другого, пока религия остается делом самого народа, не замыкается в догму, охраняемую особым классом священнослужителей или лиц, облеченных государственною властью.

Миф

Едва успев явиться на свет, новорождённый воссел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр, в подражание великому богу стал своей крохотной ручонкой потрясать молнией и метать перуны. Однако титаны-заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то в льва, то в лошадь, то в змею. Но Гера своим свирепым мычанием побудила титанов к действию. И когда Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали, измазав лицо белым мёдом. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность бога.

Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса.

Афина спасла его сердце. Аполлон похоронил его в Дельфах, собрав куски тела в сосуд. Судьба этого сердца в разных мифах описана по-разному. Где-то полагают, что его проглотил Зевс и дал второе рождение сыну через Семелу. В другом предании сердце было измельчено в порошок, из которого была сделана настойка для Семелы. Где-то Дионис вообще считается внебрачным сыном Зевса и Деметры. В этой версии, мать собрала части ребёнка и возродила их. Где-то полагали, что Дионис возродился сам. Существовало и предание, что Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид.



  1. Мифология

  2. В начало раздела

  3. Боги и богини

  4. Мифы о богах, богинях и героях

  5. Люди и Герои

  6. Существа, чудовища и младшие боги



  7. Рейтинг@Mail.ru



    Мифы с участием Загрея: