Маленькая библиотека всезнайки |
||
XVIII. ЗвездаНа карте Звезда изображена прекрасная девушка с длинными светлыми волосами, стоящая на коленях перед раскрытым ларцом. Из ларца вылетают полчища ядовитых насекомых. От их несметного количества меркнет дневной свет. Но глаза девушки устремлены на спустившуюся к ней звезду, внутри которой виден женский силуэт в сияющих белых одеждах. Пандора, как и Ева, - женщина. Она воплощает собой женские качества в человеческой натуре - чувства, инстинкты, воображение, интуицию: Пандоре необходимо все "испробовать на зуб", а о последствиях такой "проверки" она не заботится. Насекомым чужд мир людей, им далеко до человеческого сознания и отношений. Мы не можем общаться с ними, но жала их не дают нам покоя - это сама природа беспрестанно жалит и кусает нас. Ларец, отправленный Зевсом на землю вместе с Пандорой, сродни яблоку из райских садов: это нечто запретное, перед чем невозможно устоять. В нем заключены знания о том, что на самом деле представляет собой человеческая жизнь, а это означает смерть наших наивных детских фантазий. Однако в нем также содержится самой драгоценный атрибут человеческого духа. Перед нами Пандора, согласно мифу, открывшая ящик, посланный Зевсом человечеству и выпустившая из него все Напасти. После того как титан Прометей украл божественный огонь и подарил его человечеству, верховный бог решил жестоко покарать род людской и наслал на землю наводнение, описанное в карте Повешенный. Но до этого он испробовал другую, более коварную месть, результаты которой его, впрочем, не удовлетворили. Зевс приказал Гефесту смешать глину и воду и слепить из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и ослепительной красотой, сравнимой с красотой бессмертных богинь. Каждый бог наделил это творение каким-то особым даром. Девушка получила имя Пандора - наделенная всеми дарами. Гермес вложил ей в седце вероломство, а в уста лживые и полные лести речи. И вот, вручив в довершение ко всему девушке огромный ларец, Зевс отправил ее к брату Прометея Эпиметею (греч. "запоздалая мысль"). Прометей строго запретил брату принимать от Зевса какие-либо дары, и тот вежливо отказался. Однако, видя, какая ужасная постигла кара Прометея из-за гнева верховного бога, Эпиметей поспешно женился на Пандоре. Прометей до того, как его схватили и приковали к утесу, успел предупредить брата не дотрагиваться до ящика. Эпиметей, в свою очередь, строго-настрого запретил Пандоре подходить к ларцу. Но существо, сотворенное Гефестом, отличалось помимо красоты еще и глупостью, ленью, любопытством и настырностью. Недолго думая, Пандора откинула крышку ларца, и оттуда выскочило все собранное Зевсом зло: старость, родовые муки, болезнь, порок и страсть, которые распространились по всей земле, заразив все человечество. Лишь одна Надежда, которая почему-то оказалась запертой вместе с прочими Напастями, осталась в ларце. На внутреннем уровне образ Пандоры и Звезды Надежды - символ той части нашего существа, которая, несмотря на разочарование, депрессию и потери, все же помнит, что жизнь продолжается и несчастья когда-нибудь да кончатся. Звезда не дает нам уверенных планов на будущее, решения проблем или руководства к действию. Как и карты Отшельник и Повешенный, карта Звезда - это карта ожидания, ведь надежда - трепетно мерцающий огонек, который указует путь, но не разгоняет мрак. Надежда изображена в виде женской фигуры и представляет иррациональную часть нашего существа - интуицию, которая за тучами роящихся ядовитых Напастей способна узреть звезду. Надежда не может разогнать Напасти или противостоять мстительным замыслам Зевса. Но неким таинственным образом, благодаря ей мы обретаем веру. И поэтому глаза Пандоры устремлены не на несчастья человеческого рода, а на это хрупкое существо, от которого исходит иррациональное, необъяснимое ощущение близкого рассвета. Наши расчеты и планы не играют здесь никакой роли. Надежда связана с чем-то глубоко внутренним, с тем качеством, которое иногда называют волей к жизни и которое, несмотря на субъективность и на отсутствие видимых причин, зачастую может провести черту между жизнью и смертью. Врачам известна эта особенность: если пациент не потерял надежды и воли к жизни, он чаще всего находит внутри себя силу справиться с неизлечимой болезнью. Надежда - глубоко мистическое чувство, поскольку с ней человек способен вынести любые жизненные катастрофы. Появление этого чувства не связано с волевым актом, ведь в мифе Звезда Надежды является Пандоре не в результате какого-либо намеренного действия с ее стороны. Она просто присутствует, непонятно почему запертая в ларце вместе со всеми бедами, и если человеку удастся разглядеть ее неяркое свечение, тогда он реагирует на трудности совершенно по-иному. Надежда, путеводная Звезда, не является порождением намерения, а возникает над останками разрушенной Башни. Дурак лишившись защитного бастиона из мнений и убеждений, в смятении ждет на развалинах, не имея четкого представления о том, как и что ему нужно восстанавливать. И вот, над всем этим хаосом восходит робко мерцающая, но все же могущественная Звезда Надежды. Появившаяся в раскладе карта Звезда предвещает, что к человеку, испытывающему трудности, придет надежда и вера. Однако образ Звезды тоже двусмысленнен: она может явиться предупреждением не строить ничем не обоснованных надежд. Звезда - обещание лучших перемен, и это так важно для Дурака, переживающего крушение всего, во что он верил и что считал ценным в жизни. |
|