Маленькая библиотека всезнайки |
||
XVI. ДьяволНа карте Дьявол изображен сатир, наполовину человек - наполовину козел. Он наигрывает на свирели, которую держит в левой руке, и пританцовывает под музыку. В правой руке он сжимает две цепи, концы которых тянутся к ошейникам на двух человеческих фигурах. Мужчина и женщина обнажены, у обоих на головах крохотные рожки, такие же, как и у сатира. И хотя цепи не мешают им танцевать, их приковывают к сатиру страх и зачарованность музыкой. Вокруг только темные своды пещеры. В мифах козел, обычно изображается как нечистое и похотливое существо. Но он также символизирует и козла отпущения - человека, на которого люди проецируют свои низменные страсти, чтобы самим почувствовать себя чище и праведнее. Так Пан, Дьявол, - это внутренний козел отпущения, которого мы виним за все жизненные неприятности. Темная пещера, у которой нет ни входа, ни выхода, говорит о том, что Пан живет в самом недоступном уголке нашего подсознания. Пробиться сквозь стены и попасть в его тайную обитель можно только в экстренных обстоятельствах. Руки у танцующих человечков не связаны и они могут, если захотят, осоединить цепь и освободиться. Связь с Дьяволом - дело полностью добровольное, и сознательные усилия могут расторгнуть ее. Здесь мы встречаем великого бога Пана, которого древние греки почитали как Величайшего. Согласно мифу, отцом Пана был Гермес, а матерью нимфа - Дриопа. Ребенок родился таким безобразным - с козлинными рожками, бородой, хвостом и копытами, - что мать в ужасе бросила его и сбежала. Гермес, напротив, обрадовался появлению младенца и отнес его она Олимп, на потеху богам. Пан обитал в лесах и полях Аркадии, воплощая собой необузданную оплодотворяющую силу дикой природы. Порой он бывал дружелюбен к людям, охраняя их стада и ульи. Он принимал участие в празднествах горных нимф и помогал охотникам находить добычу. Однажды Пан повстречал прекрасную нимфу Сирингу и воспылал к ней страстью. Но целомудренная нимфа, не желая оказаться в его волосатых объятиях, пустилась бежать. Добежав до реки Ладон, нимфа превратилась в тростник. Среди зарослей тростника Пан не смог ее найти, поэтому он срезал наугад несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель-сирингу. От имени этого бога произошло слово "паника", потому что Пан развлекался, нагоняя неожиданный страх на одиноких путешественников. Остальные боги относились к нему с презрением, хотя не брезговали пользоваться его силой и талантами. К примеру, Аполлон, бог солнца, выманил у него дар пророчества, а Гермес, подобрав оброненную как-то паном свирель, сделал по ее образцу точно такую же и, выдав за свое изобретение, продал Аполлону. Так ослепительный бог Солнца не совсем честным путем получил и свой музыкальный дар, и дар пророчества от козлоногого, безобразного и необузданного бога природы. На внутреннем уровне образ Пана, Дьявола, отражает наиболее грубую, инстинктивную сторону человеческой природы. Этому богу поклонялись в пещерах и гротах, участники обрядов испытывали благоговейный страх. Внутренний его образ предполагает нечто, чего мы боимся и чем одновременно зачарованы, а именно необузданные сексуальные импульсы, которым почти невозможно сопротивляться, поэтому нами они воспринимаются как зло. На заре эры христианства бог Пан трансформировался в образ Дьявола, с козлинными рожками и похотливой улыбочкой, которого все "духовные" люди презирают, как презирал Пана Аполлон в древнегреческих мифах. Плутарх описывает как во времена правления императора Тиберия один корабельщик, плывший в Италию мимо острова Паксы, услышал обратившийся к нему таинственный голос, который трижды произнес: "Когда достигнешь Палодеса, объяви во всеуслышанье, что великий бог Пан умер". В этот самый момент в Иудее зародилось христианство. Однако присутствие этой карты среди Старших Арканов Таро дает основание предположить, что Пан не умер. Скорее, он сошел в самые нижние уровни подсознания, став тем, чего мы боимся, ненавидим и презираем в самих себе, и что, несмотря на страх и отвращение, все же не отпускает нас. Стараниями психоанализа в этом столетии были выведены на свет многие сексуальные проблемы и отклонения, такие как стыд собственного тела и своих сексуальных желаний. Пан, Дьявол, воплощает собой проблему восприятия себя как грязное, волосатое, похотливое, безобразное и низменное существо. Даже наиболее свободные в сексуальном отношении мужчины и женщины втайне могут стыдиться своего тела. Мы можем отыскать нечто благородное и романтическое в неистовстве льва в карте Сила, или в своенравных конях Колесницы. Но гораздо сложнее увидеть благородство в Пане. Хотя в мифах он предстает вовсе не злым, а безнравственным, разнузданным и... естественным. Проблемы создает беспомощность людей, порабощенных страхом или захваченных страстями. Карта Дьявол указывает на зажимы и комплексы, чаще всего сексуального характера, исходящие из непонимания образа Пана. Пусть он уродлив, но все равно он - Величайший, это жизнь тела в ее чистом виде; пусть он груб и безнравственнен, но, тем не менее, останется богом. Энергия, потраченная на то, чтобы удержать Дьявола в его пещере, скрыть свой "позор" от мира - это энергия, потерянная для личного роста. Но если ее высвободить, встретившись с Паном лицом к лицу, эффект от этого будет мощнейший. Дурак должен научиться смиренно принимать то, чего он стыдиться в себе, и что одновременно является фундаментом его существования, иначе он навечно останется связанным узами страха. И чтобы скрыть свой постыдный секрет, он будет притворяться, что он выше этого, и подозревать других в собственных грехах. А это ведет к предрассудкам, фанатизму и даже гонениям на отдельных людей и целые расы, которые покажутся такому человеку "нечистыми". Если карта Пана, Дьявол, выпадает в раскладе, это говорит о необходимости повернуться лицом к тому, что мы считаем темным и постыдным в себе. Дурак должен освободиться, лучше узнав себя и честно и смиренно принять существование Пана, потому что тогда для него станет возможным высвободить творческую силу, сдерживаемую его собственной паникой и самоотвращением. Таким образом, Дурак подходит к центру лабиринта и заглядывает в темноту, чтобы познать свое тело и приобрести то, что он всегда имел - естесственность. |
|