Маленькая библиотека всезнайки |
||
XV. СмертьНа карте Смерть изображен человек, закутанный в черную мантию, лицо которого спрятано под темным шлемом. Он развел руки, готовясь принять дары от крошечных человечков, стоящих перед ним на коленях. Женщина предлагает ему золотую корону, мужчина - горсть монет. Третий человечек - ребенок - протягивает ему цветок. Позади закутанной в черное фигуры медленно катит свои воды мутная река. Ближний берег реки пустынен и бесплоден. На дальнем берегу земля постепенно оживает и покрывается травой, зеленеющей в лучах восходящего солнца. Мрачны свинцовые воды реки Стикс, ненавистна она взору (само название реки с греческого переводится как "ненавистная"), но она символизирует стадию, которую мы однажды должны миновать, чтобы достичь богатств подземного мира. Это состоние печалии скорби так же необходимо для жизни, как радость и веселье. Восходящее солнце возвещает новое будущее, хотя души, склоненные перед Аидом, пока еще об этом не знают. Ребенок, протягивающий цветок, - образ детской веры в перемены, которяа поможет нам справиться со скорбью. Один лишь ребенок преподносит свой дар без страха. Перед нами грозный бог Аид, повелитель подземного царства. Мы знакомы с ним по карте Императрица, где он предстал как похититель дочери Деметры Персефоны. В мифах Аида называют Невидимым. Он так же известен как Плутон (по-гречески - "богач"), потому что царство его полно скрытых сокровищ. Аид - сын титанов Крона и Реи. Его вместе с остальными братьями и сестрами спас Зевс, заставив Крона изрыгнуть проглоченных детей. В качестве доли наследства Зевс выделил Аиду подземное царство. Мрачный бог - абсолютный повелитель в своих владениях. Выходя в дневной мир, он надевает шлем, который делает его невидимым для всех смертных. Погребальный обряд требовал, чтобы в рот умершему клали золотую монету - приношение Аиду; считалось, что душа, не предложившая Аиду платы, обречена вечно скитаться по берегам реки Стикс, ограждающей подземное царство. Хотя по рангу Аид ниже, чем его небесный брат Зевс, он обладает большей силой, потому что его законы незыблемы. Если душа попала в царство Аида, ни один бог, даже верховный, не в силах вытащить его обратно. И хотя некоторым героям, например Орфею и Тесею, удавалось проникнуть в подземное царство, обманув старого перевозчика Харона и избежав встречи со стражем ворот трехголовым псом Цербером, ни один из них не вернулся в верхний мир прежним. Установленный порядок в мире Аида нерушим, и поэтому боги, давая свои обещания, клянутся водами реки Стикс, протекающей в подземном царстве. Воды Стикса смертельно ядовиты, и они же даруют бессмертие. На внутреннем уровне Аид, повелитель Смерти, - образ окончания жизненного цикла. Изменения происходят на протяжении всей нашей жизни: меняются наши взгляды на мир, возникают новые обстоятельства, но одновременно с этим отмирает старый способ существования. Аид - символ окончательности, переживание ухода чего-то из нашей жизни. Его темная мантия напоминает о том, что в период подготовки к новому циклу необходимо пройти через печаль и скорбь. В карте Повешенный мы пережили опыт добровольного подчинения скрытым психическим законам, приняв решение остановить борьбу и ждать в надежде, что придет новая фаза жизни. Образ Аида отражает переходное состояние, когда неотвратимость нашей потери очевидна, но еще не родилось ощущение нового подъема. Карта Смерть не обязательно символизирует "плохой" конец. Переживание неотвратимого конца может сопровождать такие радостные события как брак или рождение ребенка. Эти событияи представляют собой не только начало нового этапа, но и конец, смерть старого образа жизни, и мы должны хорошо отдавать себе отчет в этой потере. Сравнительно недавнов моду вошли "мальчишники", на которых мужчина прощается со своей холостяцкой свободой. Женщины впадают в безотчетную депрессию (подобное наблюдается и у мужчин), когда рождается ребенок, потому что еще не до конца понимают, что одновременно с рождением новой жизни их старая жизнь закончилась. Аиду, которому подвластны конец и начало жизненных циклов, нужно заплатить золотой монетой; мы должны признать и прочувствовать, что конец не менее важен, чем начало. Мы спускаемся в подземное царство нагими, потому что не можем унести с собой старый образ существования. Поэтому карта Смерть - не описание физической смерти, а, скорее, образ неизбежной смены жизненных циклов, у которых всегда есть конец. Если посмотреть на жизнь глазами Аида, она предстанет как череда смертей, начинающихся с покидания уютных вод материнской утробы и вступления в суровую реальность отдельного физического существования. Никогда больше не жить нам в блаженном раю материнского тела. Детство должно умереть для отрочества, когда начинается сексуальное развитие, а юность, сколь бы мы не тщились продлить ее, в конце концов умрет, чтобы уступить дорогу зрелости. Любые взаимоотношения, даже самые наилучшие, проходят через начальную и конечную фазы - со временем наши чувства меняются, и мы глубже понимаем другого человека. Вступая в брак, мы оставляем позади одиночество, а наша вечная молодость уходит после рождения детей, которые напоминают нам о собственной смертности. Так, Аид, повелитель Смерти, сопровождает нас по жизни невидимым спутником, и мы должны воздать ему должное. Выпадая в раскладе, карта Смерть указывает на то, что с чем-то в жизни придется проститься. Будет этот опыт болезненным или нет, зависит от способности человека признавать и принимать необходимость окончаний. Карта Смерть может возвестить и о возможности начала новой жизни, если человек в состоянии растаться с прошлым. Так, Дурак вступает в подземный мир, оставив позади предыдущую жизнь, чтобы подготовиться к неизвестному будущему. |
|