На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки
    Народы севера
  1. Саамы
  2. Карелы
  3. Вепсы
  4. Ненцы
  5. Кеты
  6. Нганасаны
  7. Якуты
  8. Юкагиры
  9. Чукчи
  10. Эскимосы

Вниманию взрослых! Рекомендуем прочитать сказки прежде, чем читать их своим детям! Некоторое сказки отличаются жестокостью и сексуальным подтекстом.

У тувинцев - народа, живущего на юге Восточной Сибири, - есть повествование о том, почему нельзя таить сказку. Оказывается, каждая сказка имеет свой невидимый, но весьма деятельный дух, который может жестоко наказать человека, если тот не захочет ее рассказывать, особенно когда об этом просят дети. Действительно, сказка играет огромную роль в нашей жизни. В сказке содержится ценнейшая информация об окружающем мире. Через сказку мы получаем первоначальные представления о человеке, его жизненных проблемах и возможных способах их решения. Именно сказка формирует у нас те непреложные нравственные ценности, которые позднее позволяют нам осуществлять безошибочный выбор между добром и злом.

Сказка не имеет границ. Она присутствует в фольклоре всех народов. Причем нередко сюжеты тех или иных сказок перекликаются друг с другом, переходят от одного народа к другому, обретая своеобразную национальную окраску в зависимости от места своего бытования. С помощью сказки народы не только лучше узнают, но и лучше понимают друг друга. Сегодня сказка - самый верный учитель толерантности, ибо она изначально исповедует идеалы добра, любви и справедливости.

"Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" - восклицал Александр Пушкин, долгими зимними вечерами слушая рассказы своей няни Арины Родионовны. Великий русский поэт оказался одним из первых, кто стал записывать сказки непосредственно от сказителя - носителя народной сказочной традиции. Его примеру последовали другие писатели - Николай Гоголь, Николай Языков, Владимир Даль. Позднее они вложили свои записи в первый национальный свод фольклора - "Собрание народных песен П.В. Киреевского". Поначалу речь шла только о русских сказках. Неутомимые собиратели отправлялись в экспедиции по дальним деревням и сёлам, чтобы записать сказку, легенду, быль. Слава первого российского собирателя принадлежит И.А. Худякову (1842-1876), который лично записал немало великорусских сказок от народых сказителей. Впоследствии Худяков был сослан в Восточную Сибирь, где немедленно занялся сбором и изучением якутских преданий. Так увлечение своим легендарным прошлым неизбежно диктует интерес к фольклору других народов.

Надо сказать, что в деле собирания местного эпоса большую, но до сих пор неоцененную роль сыграла Русская православная церковь. Православные священники, отправляясь к месту своего служения, считали своим долгом не только нести язычникам свет Христовой истины, но и составлять алфавит местного языка, собирать образцы устного народного творчества. На побережье Охотского моря в Тауйском остроге, к примеру, нёс свою службу протоиерей Стефан Попов, который перевёл на эвенский язык "Евангелие от Матфея", а в 1858 году издал "Тунгусский букварь с молитвами". Подобную работу проделал на Алтае и протоиерей Василий Вербицкий (1827-1890), составим первую грамматику алтайского языка, а также собрав местные сказания. Священник Григорий Верещагин (1851-1930) из знаменитого удмуртского села Бураново в 1886 году опубликовал целую монографию, посвященную, в частности, сказкам и легендам вотяков.

Но настоящее изучение фольклора народов России началось лишь в ХХ столетии, когда произошли революционные преобразования. Тогда многие народы бывшей империи обрели письменность, которая позволяла им фиксировать произведения на родном языке. Но нужен был учитель, им становился обычный русский интеллигент. К их числу следует отнести фольклориста Г.А. Меновщикова (1911-1991), который юношей приехал на Чукотку, работал учителем, собирал сказки и легенды, составил грамматику эскимосского языка. С началом Великой Отечественной войны храбро сражался на фронте, а, вернувшись, занялся изданием учебников эскимосского языка и описанием его диалектов. Такие подвижники трудились во всех уголках России. Это выдающиеся лингвисты и этнографы С.Н. Стебницкий (1906-1941), Ю.А. Крейнович (1906-1985), Б.О. Долгих (1904-1971), Н.А. Баскаков (1905-1995), Н.М. Терещенко (1908-1987) и многие другие.

Одновременно к делу подключалась и национальная интеллигенция. Сын царского офицера Заурбек Мальсагов (1894-1935) стал родоначальником ингушской письменности, разработав в 1921 году первый ингушский алфавит, а его родной брат Ибрагим Мальсагов в 1927 году издал первый сборник ингушских сказок. Сын батрака Кецай Кеккетын (1918-1943) после окончания Института народов Севера в Ленинграде принял участие в создании корякского алфавита и стал первым корякским писателем, в произведениях которого своеобразно преломились устные предания коряков.

Сегодня в России, по данным переписи населения 2010 года, насчитывается почти 200 народов. Конечно, русские составляют внушительное большинство - свыше 110 миллионов человек. Вторыми по численности считаются татары - около 6 миллионов. Остальные народы занимают в переписи более скромные строчки. Однако для нас, россиян, ценен каждый народ, каждая личность. В этом - залог нашего мирного существования, нашего цветущего разнообразия.


Евгений Лукин
Сказки и легенды народов России/Составитель Е.В. Лукин-
М.: ЗАО "Олма Медиа Групп", 2013., стр. 5-8



  1. В раздел "Школа"

  2. Русские сказки
  3. Сказки народов России
  4. Французские сказки
  5. Авторские сказки

  6. Авторы
  7. Аудиокниги





2010 г. Книжный Червь

Карта сайта


Ваши пожелания и комментарии пишите нам по адресу: pr@knch.ru
(с темой "Книжному червю")