На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Деревья

Береза и тополь

Женился парень на красавице, которую любил всем сердцем, и жил с нею счастливо, а мать сноху возненавидела и положила во что бы то ни стало сжить ее со свету. Вот зазвала она раз к себе молодых на угощение и налила им в чарки зелена вина, только никто не заметил, что из разных кувшинов наливала: сыну - вина чистого, а молодой жене - со злыми зельями ядовитыми. Но у молодых было в обычае меняться чарками - вот они и принялись друг друга потчевать. Все в жизни пополам они делили - разделили и смерть.

Рвала мать на себе волосы, а поздно. Осталось ей только похоронить их подальше друг от друга: сына перед церковью, а невестку позади церкви. В ту же ночь вырос из могилы мужа тополь, а из могилы жены березка выросла, и сплелись они ветвями, да так, что не разрубить, не разорвать. Хотела мать срубить деревья, да люди не дали. А береза да тополь в том селе и по сю пору растут.


Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Рощи и леса почитались местами священными. Наиболее почитаемыми и могущественными были старые деревья. Сквозь их дупла пролезали больные, чтобы снять с себя хворь.

Самым большим поклонением пользовался дуб - Перуново древо. Его до сих пор упоминают в заговорах: "На море на Окияне, на острове Буяне стоит дуб могуч..." Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод, славяне по преимуществу относят к дубу.

Как дуб посвящался Перуну, так липа была деревом богини Лады, а береза - Купалы. Березу почитали и как символ берегинь, русалок во время весеннего праздника Семика, когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали березовые венки. На бересте писали и приколачивали к деревьям прошения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь, помочь не заплутаться, когда девки пойдут по малину.

Существует немало преданий о том, что душа после смерти может перейти в дерево. Скрипит дерево - это душа покойника просит помолиться за нее. Душа невинно убитого воплощается обычно в тростнике или иве и, если сделать из него дудочку, расскажет об убийстве. К дереву, выросшему на могиле, нельзя прикасаться, нельзя сорвать с него ветку или сломить плод - это причинит душе невыразимые мучения.

Наши предки опасались сажать около домов крупные деревья: дубы, каштаны, ели. Эти деревья настолько могучи, что могут вытянуть из человека все его жизненные силы. Перерастет такое дерево посадившего его - он умрет. Перерастет весь дом - умрет хозяин или погибнет вся семья. Верили также, что души деревьев воплощаются в образах девушек с прекрасными, сияющими лицами. Имя им - древесницы. Именно для того, чтобы не повредить этим красавицам, деревья в старину старались не рубить, а собирали сушняк, сухостой.

В народных сказаниях и песнях весьма обыкновенно сравнение детей с ветвями и верхушкою дерева; наоборот, пасынок употребляется в областных наречиях для обозначения меньшего из двух сросшихся деревьев. Сходство между многодетной семьей и ветвистым деревом выразилось в понятии родословного древа.

Названия ноги, руки, пальцев и ногтей в санскрите (основе всех языков индоевропейской группы, к которой принадлежат и славянские языки) объясняются уподоблением человека растению. Ногами человек касается земли и тем самым напоминает дерево, прикрепленное корнями к матери - сырой земле. Если ноги сравнивались с корнями, то самое туловище представлялось стволом, а руки казались отростками. Ноготь вырастает на пальце, как лист на ветке. "Рамень", "раменье" в русском языке - лес, поросль, "раменный" - боровой, лесной - происходят от одного корня со словом "рамена" - плечи; "шкура" в некоторых областных наречиях обозначает древесную кору; волосы народный эпос отождествляет с травой, а траву и цветы называет волосами земли.



Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг


  1. В раздел Мифология

  2. В начало раздела


  3. Предисловие
  4. Алатырь-камень
  5. Алконост
  6. Арысь-поле
  7. Баба Яга
  8. Банник
  9. Белобог
  10. Берегиня
  11. Бесы
  12. Божий суд
  13. Болотницы и Болотники
  14. Вий
  15. Ведьма
  16. Велес
  17. Великаны
  18. Ветер
  19. Вода
  20. Водяницы
  21. Водяной
  22. Волк
  23. Волкодлак
  24. Волшебные помощники
  25. Времена года
  26. Гадания
  27. Гамаюн
  28. Громовая стрела
  29. Дажьбог
  30. Девы судьбы
  31. Деревья
  32. Див
  33. Дивьи люди
  34. Домовой
  35. Душа
  36. Елена Прекрасная
  37. Жар-цвет
  38. Жертвоприношение
  39. Живая и мертвая вода
  40. Загадочные явления
  41. Звезды
  42. Зевана
  43. Змей Горыныч
  44. Знахарь
  45. Ирий-сад
  46. Капища
  47. Коровья смерть
  48. Кощей Бессмертный
  49. Лебединые девы
  50. Лель
  51. Леший
  52. Лысая гора
  53. Мать сыра земля
  54. Мировое древо
  55. Макошь (Мокошь)
  56. Морана (Морена)
  57. Мороз (Карачун)
  58. Морская пучина - кругом глаза
  59. Нечистики
  60. Ночь
  61. Облакопрогонники
  62. Озем и Сумерла
  63. Оборотень
  64. Овинник
  65. Переруг
  66. Перун
  67. Полевик (Гречуха)
  68. Погребальный отряд
  69. Позвизд (посвист)
  70. Проклятые места
  71. Радегаст
  72. Разрыв-трава
  73. Русалки
  74. Сварог
  75. Световид
  76. Святобор
  77. Священные рощи
  78. Семаргл
  79. Сирин
  80. Смерть
  81. Стратим(ногай)-птица
  82. Сокол
  83. Солнце
  84. Стрибог
  85. Триглава
  86. Ховала
  87. Хорс
  88. Цари и царицы
  89. Чернобог
  90. Числобог
  91. Чур
  92. Ярило
  93. Яровит

  94. Рейтинг@Mail.ru