Ограничение нагрузки сайта

Cайт превышает предел нагрузки на процессор
приобретенного тарифного плана хостинга.

Попробуйте зайти позже.

Site exceeds CPU load allowed by purchased hosting plan.

Please try again later.

Владельцу сайта:
описание ситуации на странице www.1gb.ru/autolimit.

Ограничение нагрузки сайта

Cайт превышает предел нагрузки на процессор
приобретенного тарифного плана хостинга.

Попробуйте зайти позже.

Site exceeds CPU load allowed by purchased hosting plan.

Please try again later.

Владельцу сайта:
описание ситуации на странице www.1gb.ru/autolimit.

Времена года

Небесные великаны

Жили-были старик со старухой. Как-то перебирали они горох, одна горошина и упала наземь. Искали, искали, не могли найти. А через неделю увидали старик да старуха, что горошинка дала росток. Стали ее поливать, вырос побег выше избы, и потом и под самое небо.

И полез старик на небо собирать горох. Лез, лез, видит - стоит гора преогромная, на ней деревни с избами, города с зубчатыми стенами, леса и водопады. Солнышко только взошло - появился из-за горы юноша на коне и с тугим луком в руках. Куда ни пошлет стрелу - там деревья зеленеют, люди земельку пашут.

Ближе к полудню выехал удалый молодец с соколом на руке. Снял колпачок с птичьей головы, подбросил сокола вверх: куда ни полетит птица, везде плоды на ветвях наливаются, нивы колосятся, стада на лужайках пасутся. Повечеру показался всадник, трубящий в рог. В какую сторону ни протрубит, там груши-яблоки собирают, озимые пашут, свадьбы играют. А совсем уже в сумраке явился старец седобородый на белом коне. Куда ни укажет трезубцем серебряным - везде ветра завывают, последние листья с деревьев сдирают, снегами леса и поля устилают.

Холодно стало старику, спустился он по стеблю гороховому на землю. А старуха уже его и ждать перестала: целый год он на небесах пропадал. Рассказал старик соседям о чудесах поднебесных. Кинулись те к ростку - каждый на небо попасть норовит, толкают друг друга. А стебель-то гороховый возьми и оборвись! С тех пор уж никто на небе не бывал, где сутки проходят - как год на земле.


Древние славяне одушевляли времена года, представляли их богами и богинями, обреченными на великую борьбу между собой, - за право властвовать над природой. В одном из старинных календарей сказано так: «Весна подобна деве, украшенной красотою и добротою, сияющей чудно и преславно. Лето сродни красивому мужу, богатому, спокойному, что заботится о своем доме и домочадцах и без лени трудится с утра до вечера. Осень подобна женщине уже пожилой, но богатой и окруженной любимыми детьми; иногда она печалится от созерцания скудости плодов земных и бедствий людских, а иногда веселится от обилия плодов, тиха и безмятежна. Зима же подобна мачехе злой и нежалостливой, грубой и немилостивой; случается, милует, но и тогда все равно казнит; бывает доброй - но и тогда знобит, подобно лихорадке, и гладом морит, и мучает грехов ради наших».

Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето - Цеця, осень - Жыцень, зиму - Зюзя. Ляля представляется юной, красивой и стройной девою; существует поговорка: «Пригожа, як Ляля!» В честь ее празднуют накануне Юрьева дня, и праздник этот называется Ляльник. На чистом лугу собираются крестьянские девицы; избравши самую красивую подругу, они наряжают ее в белые покровы, перевязывают ей руки, шею и стан свежей зеленью, а на голову надевают венок из весенних цветов: это и есть Ляля. Она садится на дерн; возле нее ставят разные припасы (хлеб, молоко, масло, творог, сметану, яйца) и кладут зеленые венки; девицы, взявшись за руки, водят вокруг Ляли хоровод, поют обрядовые песни и обращаются к ней с просьбою об урожае... Ляля раздает им венки и угощает всех приготовленными яствами.

Венки и зелень, в которую наряжалась Ляля, сберегают до следующей весны. Цеця - дородная красивая женщина; в летнюю пору она показывается на полях, убранная зрелыми колосьями, и держит в руках сочные плоды. Жыцень представляется существом малорослым, худощавым, пожилых лет, с суровым выражением лица, с тремя глазами и всклокоченными, косматыми волосами. Он появляется на нивах и огородах после снятия хлеба и овощей и осматривает: все ли убрано как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, то есть с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожаи, а там, куда перенес он связанный сноп, бывает обильная жатва. Когда Жыцень странствует в виде нищего и при встрече с людьми грозит им пальцем, это служит предвестием всеобщего неурожая и голода в следующем году. Во время осенних посевов он незримо присутствует на полях и утаптывает в землю разбросанные зерна, чтобы ни одно не пропало даром.

Зюзя - старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородою, ходит босой, с непокрытой головою, в теплой белой одежде и носит в руках железную булаву. Большую часть зимы проводит он в лесу, но иногда заходит и в деревню, предвещая своим появлением жестокую стужу...

Год в представлении наших предков распадался на две половины - летнюю и зимнюю - и начинался с первого месяца весны - марта, когда природа как бы рождается вновь. Не зря сотворение мира и первого человека народные предания относят именно к марту. В 1492 году церковные иерархи приняли для Руси константинопольский календарь, где первый месяц нового года - сентябрь. Январское же новогодье введено при Петре Великом. Из четырех времен года весна считалась преддверием лета, а осень - первой порою зимы. Сами времена года получили названия, тесно связанные с состоянием растительного царства. «Весна», или «ярь», - это дословно «ясное, светлое, теплое время года». «Лето» в переводе с санскрита - «знойная, жаркая пора». Кстати, счет годам славяне вели по летам, то есть по числу летних периодов. «Осень» буквально значит «время желтых и красных листьев», а «зима» - «время падающих снегов».

Год был разделен на месяцы в связи с постоянно повторяющимися фазами луны: ее рождением, прибыванием и умиранием в небе. И опять-таки - древние названия месяцев на Руси были тесно связаны с природою. Январь - «просинен», то есть несущий все более сияющее, возрождающееся, просветленное солнце. Другое толкование названия - от слова «просо», «просяная мука» - в древние времена это была предпочитаемая мука в славянском обиходе, которую толкли на зиму именно в декабре. Февраль - «сечень» и «снежень» (секущий снегом). Март - «березозол» (дающий березовый целебный сок). Апрель - «пролетье» (накануне лета). Май - «травень». Июнь - «изок» (по-старославянски «изок» - кузнечик, июнь поет, стрекочет, шумит на разные голоса, как хор кузнечиков). Июль - «грозник, сенозорник» (время гроз, сенокосов) и «червень». Вспомним: «червленый» - темно-красный, багряный. Возможно, это имя дано было июлю из-за его яркости и многоцветья: ведь в этом месяце вся растительность на пике своей красоты. Не зря и доселе в народном календаре он назван макушкой лета. Август назывался «зарев» (пора, когда у животных начинается гон, они ревут, призывая друг друга). Сентябрь - «рюен» (время рева оленей), «хмурень». Октябрь - «листопад, пазимник» (предзимье). Ноябрь - «грудень»: снег и грязь смерзаются грудами. И, наконец, декабрь - «студень».

Некоторые из этих названий месяцев живут в славянских наречиях и доныне. Если верить «Велесовой книге», в глубокой древности каждый месяц имел божеств, покровительствующих им. По их именам месяцы и звались: январь - Крышний, февраль - Лютый, март - Ярила, апрель - Лада, май - Купала, июнь - Дажьбог, июль - Рудый, август - Радогощ, сентябрь - Овсень, октябрь - Сивый, ноябрь - Святовид, декабрь - Коляда.



Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
Ограничение нагрузки сайта

Cайт превышает предел нагрузки на процессор
приобретенного тарифного плана хостинга.

Попробуйте зайти позже.

Site exceeds CPU load allowed by purchased hosting plan.

Please try again later.

Владельцу сайта:
описание ситуации на странице www.1gb.ru/autolimit.