На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Устроение земли. Нганасанская сказка.

Земля, когда родилась, гольной глиной была. Оу, Моу-нямы (Земли мать) говорит:

- По этой глине - земли поверхности люди как ходить станут? Надо землю переделать, глину куда-нибудь спрятать.

Ну, другой бог-то, Туй-нямы (Огня мать), говорит:

- Куда же положим глину?

- У! Какая ты бестолковая. Там, где вода есть, там в воде глина будет. Хоть в озера, в реки, в Енисей надо эту глину положить. От этой глины потом, когда земля хорошая станет, пусть люди рыбу едят.

Ну ладно, недолго было отделить глину от хорошей земли. Всю глину бросили в озера, в реки. Оу! Эта глина не стоит на месте, ползет. Что будем делать? Оу! Камни надо сверху положить. Камни придавят ее, и глина никуда не пойдет. Ну что же. Хоть нынче взять Енисей. Под водой - везде глина. Ну хорошо, так все сделали два бога. Земля чистая стала. Моу-нямы говорит:

- Опять работа-то есть.

- Какая работа есть?

- У! Как у тебя ума мало! Люди будут родиться, как они огонь добывать станут? - говорит Моу-нямы. (Она умная была, а Туи-нямы была глупая.) -Какой у тебя ум короткий. Пусть хоть сейчас огонь загорится, какие дрова он есть станет? Может быть, люди родятся - без огня они жить не будут.

- Ну, что будем делать?

- Что будем делать? В сторону солнца (т. е. на юге) есть камень (горы). Там среди гор надо поставить лес на дрова. Может быть, русский народ будет, самоедский народ будет, тунгусский народ будет, какими дровами они топить будут?

Огня хозяйка (Туй-барба) говорит:

- Оу! Правильно ты говоришь. Ну что еще? У меня ум будто короткий.

Лес надо было родить, поставить. Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся - пусть избы делают, самоди родятся, пусть шесты для чума делают. Русские, самоди пусть его топят. Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну, мы нынче без огня ведь не живем?

Так на землю все положили, в воду рыбу положили, еду. До сих пор ее всякий человек ест. Хоть на земле будет сухо, под водой всегда глина. Это все два бога положили. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать.

Потом шаманы у огня сидели. Некоторые говорили:

- Оу! Огонь! Почему ты такой тиховатый?

- Как тиховатым не буду?! Кто поставил чум, кто избу - это все я топлю. Все меня ловят, все меня в разные стороны тянут. Тут какой силы хватит? Потому я и тиховатый.

Теперь так вся земля стала жить. Теперь Туй-нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая - Моу-нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два бога и все. Это не сказка, это старая весть.

Мифологические сказки и исторические предания Нганасан. М. 1976 с. 52-53



  1. В раздел "Школа"

  2. Русские сказки
  3. Сказки народов России
  4. Французские сказки
  5. Авторские сказки

  6. Авторы
  7. Аудиокниги


  1. Миф о мироздании
  2. Миф о Дёйба-нгуо
  3. Сотворение земли
  4. Как утка землю принесла
  5. Про мамонтов
  6. Устроение земли
  7. Получение огня
  8. Первые люди
  9. Ворон и лебедь
  10. Тепло



2010 г. Книжный Червь

Карта сайта


Ваши пожелания и комментарии пишите нам по адресу: pr@knch.ru
(с темой "Книжному червю")