Маленькая библиотека всезнайки |
||
Сотворение земли. Нганасанская сказка.Сперва эта земля сплошь водой была покрыта. Потом вода немного спала. Когда вода спала, из нее стала торчать вершина шайтанского хребта Куойка-моу (Земля идолов). На это место откуда-то два человека упали. Смотрят кругом: везде только одна вода. Один из этих людей говорит: - Родим людей здесь. Пусть эта вода спадет. Пойдем к нашему отцу и скажем: "Надо на земле людей родить". Ушли они или, может быть, улетели. Потом опять пришли. Большой воды уже не стало, только озера и реки остались. - Эта вода пусть останется. В ней рыбу добывать будут. Ну, земля все-таки сухой стала. Но земля - сплошная глина. - Ну ладно, погоди. Есть Земли мать. Надо Земли матери сказать: "Может быть, олени родятся, что они есть станут?" Эти люди - оба мужчины. Как они живое на земле рожать будут? Другое им тело надо. Куда-то убежали они опять. Не очень долго где-то были. Опять два человека пришли, но уже другие. Один мужчина, другая женщина. - Ты женщина, я мужчина, нам вместе надо жить. Ты кто? - Не знаешь? Я Моу-нямы (Земли мать), а ты кто? - Я-то Николка бог, не знаешь? Я Большая помощь. Так стали они жить и так стали родить людей. Так родили людей, и стало людей, как комаров. Два бога все время крик людей слышат. Их ушам тишину надо. Стали людей делить по всей земле. Так везде люди стали: так русские отделились, остяки отделились, юраки отделились, тунгусы отделились, а эти авамскими самодями стали. Так все разделились. Земля тогда качалась сильно. Решили тогда оба бога один хребет на одном краю земли в тундре поставить на севере, а другой хребет - на юге. Так придавили землю, чтобы она не болталась. На одном краю хребет женщина поставила, на другом - мужчина. Женщина говорит: - Я очень тяжела. Я на другое место пойду, на край земли. Мужчина тоже сказал так. Женщина на низ ушла, мужчина вверх ушел. Женщина теперь один край земли придавливать стала, мужчина - другой. Потом сказала Моу-нямы людям: - Убивать друг друга не надо. Потом сказала эта женщина мужчине: - Пусть люди нас не видят. Люди тогда стали шайтанов делать и стали их хранить. Так были всего живущего матерью Земли и леса мать, а отцом Николка бог. Мифологические сказки и исторические предания Нганасан. М. 1976 с. 49-50 |
|
||
2010 г. Книжный Червь
|