На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Миф о Дёйба-нгуо. Нганасанская сказка.

В общем снег или лед гольный был. На льду сугроб, как дом или юрта. Там есть один человек. Не знаю, во что одет или голый мучится, ходит. Это Сирю-нганаса (Снежный человек), или Сырнганаса (Льда человек), или Сыранку-нганасана (Белый человек).

- Ну ладно, - говорит, - пойду. Все равно здесь ничего не достану.

Он подался прямо на юго-восток. Ничего нет. Все голая тундра. Потом показалось впереди что-то черное. Солнце-то греет неможко. Пошел на это черное и на покрытое травой место попал. На этом месте он небольшой чум увидел. Туда зашел. Одна старуха сидит. Голова, волосы, как свежая трава с цветами. Потом, когда человек вошел, она как бы вздрогнула и откинулась назад. Она говорит:

- Ну как, откуда пришел? Ну, землю ты устроил?

Он голову чешет и говорит:

- Ну я как ее могу устроить?

- Если хочешь, чтобы на твоей земле люди жили, я тебе помогу. Возьмешь отсюда травы, и, если олени будут, ягеля дам. А еще мха дам неможко.

- Ну ладно. Если дашь - хорошо. Тогда хорошо поможешь мне. Тогда так и делай. А чем же будем топить, если будут люди? Травой, что ли, будем топить?

- Правда, я об этом забыла. Нашим будущим детям надо дать дрова. Ты лесинку и талинку унеси отсюда.

Ну, она все дала, что надо. Теперь она - это была Моу-нямы (Земли мать) - говорит:

- Ну, теперь слушай. Теперь домой ты дойти дойдешь. Но сразу и легко ты не устроишь землю. Не легко будет и твоим детям. Ты пойдешь ещё к Нилулемы моу-нямы (Жизни земли матери).

Домой пришел он и принес все, что ему дали.

Потом опять ушел. Прямо на юг он идет, идет, совсем долго идет. Несколько раз отдыхает. Потом видит чум. А кругом чума олени - белые, черные. Потом заходит в чум. Одна старуха тоже сидит. Она говорит:

- Зачем пришел?

- Надо, потому и пришел. Я замучился пешком ходить.

- Чем же я тебе могу помочь? Я тебе помогу, конечно. Дам тебе одного комолого оленя, важенку. Это отнесешь домой. Еще я тебе покажу одно место. Пойдешь туда, к Коу-нямы (Солнца матери). Там попроси солнца лучи, чтобы снег растаял.

- Оу! - человек говорит. - Трудно туда дойти. Я-то туда не дойду. Туда дойти трудно мне.

- Ну ладно. Тогда так делай. Тут далеко, далеко есть Дярауле нгонте (Цветочных лепестков, или Цветочного пуха, царь). Туда дойдешь. Оленя у дома своего привяжешь. Кушать-то у тебя есть.

Потом она еще так сказала:

- Если до Дярауле нгонте дойдешь, то у него есть три лошади. Самая сильная из них имеет железные крылья. Она прикована к ледяному дому. У дома Дярауле нгонте дверь есть. У двери сторож есть. Со сторожем сделай так. Скажи ему: «Иди отдыхать, мне велели вместо тебя быть». Он уйдет. Ты ключи получишь. Приходи ночью и будешь стоять день. Второй ночью пойдешь туда. Откроешь дом. У него семь дверей. В седьмой комнате найдешь эту лошадь. Когда туда придешь, копыта у нее подкованы будут. Если ее вытащишь, все сделаешь. Там есть двухпудовый молоток. По затылку лошадь стукни этим молотком. Скажи так: "Сейчас меня уведи к солнца парню. Если на земле должны быть мои дети, тогда пусть нас не поймают". Когда придешь домой, лошадь сразу отпустишь и сразу убегай.

Ну, он пошел сперва домой. Оленя привязал и потом опять подался прямо на юг. Все время идет. Далеко. Из последних сил идет. Наконец впереди что-то вроде дома. Что-то черное, как тучи на небе. Потом видит, что домов много. В полдень зашел в землянку на окраине. Там живут маленький старичок со старухой. Старик говорит:

- Оу! Откуда ты пришел? А кто ты такой?

- Я здешний. Работаю, дрова рублю, хожу. Здесь можно отдохнуть?

- Ну отдыхай, что ли.

- Вечером меня разбуди, я работать пойду.

Покормили его сухариками, корочками. Он совсем бедный, этот старичок. Борода у него большая, седая.

- А кто ты, старичок?

- Я живу здесь все время. Меня называют Лёса лекарь (русский врач). Но никто на меня не обращает внимания.

Он уснул. Потом пошел на работу. Идет через реку по льду. Там людей, солдат полно. У некоторых из них, у многих колчаны. Потом он заходит в избушку. Один человек там сидит одет в рубашку. Здоровается.

- Ну, пришел? - говорит тот.

- Да, пришел.

- Ну, иди работать.

Тот человек ушел. Все отдал, что здесь было. В полночь посмотрел. Правда, лошадь стоит. На ней мягкое седло. Быстро повел ее. Потом дверь последнюю осталось открыть. Слышит - эту дверь открывают. Дверь открылась, и человек заходит. Он говорит:

- Почему туда ходил? Начальник нас туда не пускает.

- Начальник велел следить за лошадью. Может быть, ее завтра ночью утащат. Ну, ты пришел дежурить?

- Но ты здесь оказался.

- Я не долго буду здесь. После полночи приходи, я ключи оставлю.

- Ладно. Больше туда не заходи.

Тот человек ушел. Все опять тихо стало. Сел на коня, молотком его стукнул и пошел. Лошадь над землей идет. Все выше поднимается. Белая парка у него начинает таять. Потом совсем около солнца оказались. Парка у Белого человека совсем растаяла. Лошадь железная была, теперь она красной становится. Потом синей стала. Потом парки у него совсем не стало. Парка у него была как нижний горелый нюк. Теперь он пошел прямо к солнцу. Видит: большой, большой чум. Зашел он в него. На верхней стороне старуха и старик сидят. На нижней стороне девка и парень сидят. Он прошел за парнем и сел. Старик говорит:

- Оу! Кто это пришел? Никто не доставал до нашего чума. А кто ты такой?

- Я простой человек. Мое имя - Сирю нганаса (Снежный человек).

Солнца парень говорит:

- У! Ты это. Что, земля выросла? Люди-то есть? Говорят, что ты землю пришел растить, людей пришел растить.

- Нет, - говорит, - так просто пришел к тебе.

- Оу! Как же тебя зовут? Я помню, как тебя звали. В общем, тебя зовут Дёйба-нгуо (Бог сирота).

- Правильно, правильно говоришь.

- Тогда зачем пришел?

- Я хочу попросить немного солнечных лучей.

- Ну ладно, - говорит, - возьмешь. Когда-нибудь все равно рассчитаемся.

Старик говорит:

- Ну, только это унесешь? Да?

- Не знаю, что еще я унесу.

- Ну эту девицу унеси, мою дочь.

Солнца парень говорит:

- Ну иди скорее, а то закроется твоя дорога.

Только стал выходить, а Солнца дочь говорит:

- Все равно мое тело не унесешь.

Вырвала из косички одну волосинку и отдала. Ну, он ушел. Полночь пришла, и он дошел до дома, где взял лошадь. И там он ее отпустил, и она сразу убежала к себе. А он сам, опять пешком, вернулся домой. Пришел домой и видит, что под снегом оказалась трава и что снег вроде как тает. Стало теплее. Посмотрел:

- А почему у меня оленя два оказалось? А недавно один только был.

Другой-то олень рогатый. Рогатый олень гоняет комолого, мучает. Он тогда туда, где оленя брал, к Моу Нилулямы-нямы, ушел на оленях. Она спрашивает:

- Зачем пришел?

- Ко мне еще один олень попал. Вот я обоих их принес.

Он до этого обучил этих оленей. Она говорит:

- Ну-ка пойдем посмотрим.

Она увидела оленей и говорит:

- Это не ручной олень, а дикий. В моих руках также остается много таких оленей.

Он говорит:

- Я хочу попросить рога этому комолому оленю.

- Сделать-то сделаю, но эти рога у нее будут опадать позже всех, после того, как она отелится.

Ну, он ушел, и он живет там. Ну, потом вроде как уснул он. Потом услышал будто какой-то шум идет. Катится, будто колокольчики звенят, такой звук идет. Он проснулся, встал. Правда, аргиш идет. Оказывается, от солнца дочь пришла. Ну, она чум сделала, и они вместе живут. Потом женщина говорит:

- Ты хочешь сделать, чтобы на свете, на земле люди жили. А чем они будут питаться? А где они рыбу найдут?

- Оу! Я забыл это дело,- говорит.- Ну ладно. Ты здесь живи, а я пойду.

Потом он ушел куда-то. Большую воду нашел. На реке остров стоит. На острове песчаный чум. Туда он как-то добрался. Туда, в чум, зашел. Он пустой. Потом между подкладками очага под очаг залез в дыру. Там вроде как дверь. Посмотрел: один старик сидит, и старуха там - на западной стороне сидят. А восточная сторона пустая. Рыба там всякого вида лежит - чиры, и сиги, и другие.

- Оу! Зачем Дёйба-нгуо пришел?

- Вы говорили, что надо как-то землю устроить, чтобы на ней люди жили.

- Ну, мы дадим тебе. Ну дать-таки нечего, а сделать, что надо, сделаем. В мой чум никто не заходит. Ты домой придешь. Там у тебя два оленя. Эти важенки у тебя сразу двумя телятами каждая отелилась. Одного теленка убьете в жертву. Пошел домой. Пришел. Оленя убил, конечно.

Жена говорит:

- Я забыла сказать. Отец мне говорил, чтобы ты оленя в жертву убил и в пай отдал.

Убил оленя, и уснули они. Спали. Утром встали, и все речушки, и реки, и озера стали полны рыбой. Жить стали. Живут, и только. Земля устроена, и от них люди пошли, нганасаны, наверное.

Солнца сын еще говорил, что то, что ты лошадь стащил, это тебе дорого обойдется. Потом, говорят, за эту лошадь русский бог привязал Дёйба-нгуо, наказывал его и так он привязанный стоял. И говорят, что до сих пор он привязанный стоит.

Мифологические сказки и исторические предания Нганасан. М. 1976 с. 44-49



  1. В раздел "Школа"

  2. Русские сказки
  3. Сказки народов России
  4. Французские сказки
  5. Авторские сказки

  6. Авторы
  7. Аудиокниги


  1. Миф о мироздании
  2. Миф о Дёйба-нгуо
  3. Сотворение земли
  4. Как утка землю принесла
  5. Про мамонтов
  6. Устроение земли
  7. Получение огня
  8. Первые люди
  9. Ворон и лебедь
  10. Тепло



2010 г. Книжный Червь

Карта сайта


Ваши пожелания и комментарии пишите нам по адресу: pr@knch.ru
(с темой "Книжному червю")