Маленькая библиотека всезнайки |
||
Нганасаны. Сказки народов России.Нганасаны - народ в России, коренное население Таймырского района Красноярского края. Это самый северный народ Евразии. Самоназвание "нганасан" означает "товарищ". Численность - менее тысячи человек. Традиционным занятием нганасан являлось домашнее оленеводство, охота на дикого оленя и дичь, рыболовство. Основным оружием служили копье, лук со стрелами и нож. Рыбу ловили сетями, железными крючками, костяными спицами. Питались нганасаны оленьим мясом, употребляя в пищу всю тушу, включая утробный плод и содержимое желудка. Кровь замораживалась и по мере надобности откалывалась кусками для приготовления похлебки. Рыбу ели в сыром, замороженном или вяленом виде. Любимым блюдом считалось чиримедир - сало, сваренное с икрой. Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, внизу на лайде - равнине между холмами - паслись оленьи стада. Жилищем служил конический чум, покрытый оленьими шкурами, с дымовым отверстием наверху. Дверь составлялась из двух шкур, которые открывались в зависимости от направления ветра - слева или справа. В центре чума находился очаг, на котором за крюки подвешивался котел или чайник, а сразу за очагом - чистое место (сиенг), куда женщинам запрещалось ступать. Женщины располагались у входа - там, где была и домашняя утварь. Женская одежда состояла из комбинезона с нашитыми на груди металлическими бляхами-лунницами и распашной парки. На голову надевали шапку-капор из белой оленьей шкуры, отороченной черным собачьим мехом. Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы, сшитой из белой оленьей шкуры и отороченной белым мехом собак. Одежда украшалась специальным геометрическим орнаментом. Волосы и мужчины, и женщины смазывали оленьим жиром и заплетали в две косички, куда вплетали подвески. Нганасаны почитали своим верховным божеством Сироту бога (Дёйбангуо), которому противостояло семь сыновей Подземного льда (Сыраданянту). Стихии возглавляли матери - мать Земли (Моу-няма), мать Воды (Быдыняма), мать Огня (Туй-няма) и т.д. Луна была божеством женщин, ибо по ее фазам вычислялось время родов. На земле Мертвецов жили мертвые, которые довольствовались теми вещами, какие им оставили при погребении. Существовало табу, запрещающее живым пользоваться предметами мертвецов. Нарушители карались смертью. Вся эта мифология нашла свое отражение в преданиях и сказках нганасан. Ритуальное почитание явлений природы, промысловых и домашних животных сохраняются и поныне, потому что от них зависит само существование народа.
|
|
||||||
2010 г. Книжный Червь
|