Маленькая библиотека всезнайки |
||
Дама МечейНа карте Дама Мечей изображена суровая светловолосая женщина холодной красоты, одетая в простое голубое платье. На ней золотая корона, а сидит она на серебряном троне. В одной руке женщина держит серебряный меч, в другой - кувшин, из которого на землю льется вода. Позади - суровые горы со снеговыми вершинами, укрытые холодными голубым небом. Здесь, в карте Дама Мечей мы встречаемся с глубоким, устойчивым и созерцательным аспектом элемента воздуха. Он воплощен фигурой мифической Аталанты-Охотницы, разочаровавшей в любви. Она долго искала свой идеал, но так и не нашла того, кто бы отвечал ее высоким требованиям. Аталанта, чье имя в переводе означает "непоколебимая", была дочерью царя Иаса. Царь страстно желал наследника мужского пола, и когда родилась Аталанта, он так сильно расстроился, что решил избавиться от девочки и бросил ее на холме неподалеку от Калидона. Ребенка спасла и вскормила своим молоком медведица, посланная ей на помощь богиней луны Артемидой-Гекатой. Аталанту нашли и воспитали охотники, среди которых она и выросла. Она долгое время оставалась девственницей и всегда носила с собой оружие. Отец по-прежнему отказывался признать ее. Аталанта совершила множество боевых подвигов. Участвуя в знаменитой калидонской охоте наравне с мужчинами, она первой вонзила свое копье в вепря. В нее влюбился юный герой Мелеагр, сын бога войны Ареса и лучший метатель дротика во всей Греции, но Аталанта не согласилась разделить участь всех женщин. Отец, гордясь доблестью дочери, наконец, признал ее и пообещал найти ей мужа из благородной семьи. Она, однако, поставила одно условие. "Отец, - сказала она, - я выйду замуж только за того, кто победит меня в беге. Но если тот, кто захочет попытать свои силы, проиграет, я убью его." Стараясь выполнить ее условие, множество благородных юношей сложили свои головы, потому что Аталанта была самой быстроногой бегуньей на свете. Один молодой человек по имени Меланион, желая победить в состязании, призвал себе на помощь Афродиту. Богиня дала ему три золотых яблока, сказав, чтобы во время бега он по очереди ронял их. Хитрость удалась: яблоки были столь прекрасны, что Аталанта останавливалась подобрать их и поэтому отстала, а Меланион выиграл состязание. Брак состоялся, но ему не суждено было стать счастливым. Меланион уговорил Аталанту возлечь с ним в одном из святилищ Зевса, и бог, разгневанный святотатством, обратил их обоих во львов. Древние греки считали, что львы не спариваются со львами, а только с леопардами, и поэтому несчастные больше никогда не могли наслаждаться друг другом. Аталанта, Дама Мечей, являет собой образ холодного, замкнутого, ничем не затрагиваемого разума, приверженность которого идеалам совершенства может быть столь велика, что любые проявления чувств исключаются или обесцениваются. Холодный идеализм Дамы Мечей и ее отождествление с мужским миром разума и духа делают ее превосходным товарищем и другом, но для эротической любви она не подходит. Дама Мечей - фигура царственно величавая, но в то же время одинокая, и в этом одиночестве, зачастую исполненном гордости и чистоты, виноваты не внешние обстоятельства, а нежелание допустить в свою жизнь что-либо человеческое, чтобы не запятнать идеал совершенства. Идеализм Дамы Мечей возвышен и благороден, в ней присутствует верность, которая способна вынести самые трудные жизненные испытания. Но этот идеализм не прощает человеческих слабостей. Мотивы мифа об Аталанте можно встретить в волшебных сказках разных народов, в которых недоступная принцесса требует, чтобы женихи совершали самые невероятные подвиги, чтобы завоевать ее руку и сердце. Это требование может быть неявным и даже подсознательным, но из-за него человек порой лишается самого дорогого в своей жизни. Положительный его аспект в том, что оно побуждает и самого человека, и тех, кто его окружает, постоянно стремиться к совершенству. Следование такой суровой цели, однако, ведет лишь к одиночеству, потому что ни один принц - ни сам человек - не в силах выполнить невозможное, разве только в сказках. И те, кто в реальной жизни отождествляет себя с Аталантой, склонны ждать своего суженого хоть до скончания века, а отпущенный им срок тем временем проходит, и вода нерастраченных чувств даром проливается из кувшина на землю. Так, Дама Мечей, обладающая бесценными добродетелями: верностью, чистотой, стойкостью духа, в конечном счете, из-за своей неприступности превращается в символ эмоционального бессилия, разочарования и одиночества. Точно так же, как двойственность Короля Кубков происходит из того, что он чувствует себя неловко в роли правителя чисто женской стихии воды, двойственность Дамы Мечей объясняется тем, что ей женщине, довольно сложно управлять мужской стихии воздуха. Миф об Аталанте раскрывает нам глубоко скрытые грани характера Дамы Мечей: ее отец желал мальчика, и потому не оценил женские достоинства Аталанты; он признал ее лишь после того, как она доказала, чего стоит, боевыми, сугубо мужскими подвигами. Стремление к совершенству, выраженное образом Дамы Мечей, это своего рода попытка доказать богу-отцу, чего ты на самом деле стоишь. Но идеал так и остается недосягаемым, уже просто потому, что человек, сотворенный из плоти и крови, не может быть абсолютно совершенным. И все же Дама Мечей не примет ничего меньше, чем совершенство, потому что самой ей доказать свое совершенство не удалось. Если в раскладе выпала Дама Мечей, значит, человеку пора познакомиться с тем аспектом своей личности, который способен на непоколебимую приверженность высшим идеалам. Идеалы эти могут быть возвышенными и благородными, направленным на расширение сознания и улучшение качества жизни. Но они также могут стать щитом, с помощью которого человек отгораживается от жизни, боясь оказаться слишком уязвимым. Нужно понять, в какой момент мы, требуя от других или самих себя нечеловеческого совершенства, создали проблему. Если Дама Мечей входит в жизнь человека под видом сильной женщины, холодной идеалистки, она может послужить катализатором, через который внутри него раскрываются эти качества. |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|