На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Лишу (li2shu1)


Надпись в стиле Лишу
Надпись в стиле Лишу

О времени возникновения почерка лишу существовало множество разноречивых предположений и гипотез. Долгое время считалось, что возникновение лишу произошло во время династии Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.) путем упрощения и видоизменения знаков почерка чжуань. Однако давно высказывались предположения, что зарождение лишу произошло ранее III века до н.э., и развитие его шло параллельно развитию стиля чжуань. Результаты археологических раскопок, произведенных на территории Китая начиная с 1975 года, однозначно позволяют утверждать, что зарождение стиля лишу не относится ни ко времени династии Хань, ни ко времени правления Цинь, а восходит к эпохе Борющихся царств. Именно царство Чу считается родиной почерка лишу, и в последующие эпохи происходило только некоторое упрощение и унификация письменных знаков этого стиля.

Во время династии Цинь стили лишу и чжуань существуют параллельно, но с началом Западной Хань почерк лишу становится основным для ведения деловой переписки, составления документов, а впоследствии занимает главные позиции и в других сферах общественной жизни. Чжуань, тем не менее, не оказывается вытесненным совершенно и продолжает существовать как более аристократический и утонченный вид письма.

Образец древней надписи в стиле Лишу

Стиль лишу оказывается более удобным благодаря большей простоте в написании знаков по сравнению с чжуанем и меньшей вариативности в разнописях. С внедрением в обиход волосяной писчей кисти (изобретение этого орудия письма традиция приписывает генералу Мэн Тяню, II век до н.э.) и туши (рубеж н.э.) стиль лишу окончательно укореняется как основной для всех сфер общественной жизни и большей части декоративных надписей (кроме надписей на печатях; там продолжает господствовать чжуань).

Появление бумаги (по традиции автором этого изобретения считается ученый II века Цай Лунь) привносит новые формы в каллиграфию. Так возникает стиль фэйбай шу, в котором черты имеют специально оставленные просветы, словно бы каллиграфу не хватило туши. В этом стиле пишутся иероглифы лишу и малый чжуань, затем скорописные стили и, наконец, иероглифы кайшу

Популярность почерка лишу велика и в наше время. К нему неизменно прибегают каллиграфы при написании заголовков солидных справочных изданий, рекламных вывесок и т.п. Заглавные титры многих кинофильмов, посвященных древней истории Китая, также написаны в стиле лишу.

По сравнению с чжуанем стиль лишу имеет более езкие формы и тяготеет к прямым углам в соединении черт. Горизонтальные черты имеют характерный волнообразный изгиб, но округлые повороты линий, характерные для чжуаня, в лишу не встречаются. Написанные в стиле лишу иероглифы производят впечатление большой устойчивости; линии широкие, насыщенные.

В современном Китае популярность стиля лишу особенно велика среди каллиграфов южных провинций, таких, как Цзянсу, Чжэцзян и др.

Каллиграфические стили, начиная с лишу, в отличие от древних стилей - гу вэнь, называются "новыми письменами" - цзинь вэнь (jin1wen2).



  1. Вернуться в меню

  2. Введение
  3. Цзягувэнь
  4. Цзиньвэнь
  5. Чжуань
  6. Лишу
  7. Бафэньшу
  8. Скорописные иероглифические стили


  9. Рейтинг@Mail.ru