На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Скорописные иероглифические стили


Сложные для написания иероглифы древних стилей, совершенно очевидно, были не очень удобны для быстрого фиксирования большого количества информации, поэтому в написании иероглифов неизбежно стали появляться упрощения и скорописные варианты. Развитие упрощенных форм написания иероглифов стиля лишу дало начало двум новым каллиграфическим стилям - синшу и цаошу.

Синшу (xing2shu1)

Каллиграфия Ван Сичжи (321-379, династия Восточная Цзинь)в стиле синшу
Каллиграфия Ван Сичжи
(321-379, династия Восточная Цзинь)
в стиле синшу

Во многих работах по истории иеоглифики синшу называют самым молодым из каллиграфических стилей и ведут его историю от возникновения и утверждения уставного почерка кайшу. Упрощение последнего, дескать, произведенное во время династии Цзинь (265-420гг), и явилось основой создания скорописного почерка для писем и неофициальных бумаг - синшу. В пользу такой точки зрения говорит и процесс обучения синшу в наши дни: сначала изучается почерк кайшу, а потом переходят к синшу как к его производному.

На самом деле история зарождения и становления синшу отнюдь не так прямолинейна, и начало ее лежит много раньше III века.

Почерк кайшу произошел от почерка синшу. Упрощения возникающие в иероглифах лишу в конце Цинь - начале Хань приводят к появлению нового каллиграфического стиля синшу, оказавшего заметное влияние на становление и развитие в последующем нового уставного стиля - кайшу. Но после окончательного формирования кайшу формы синшу сами стали нести на себе заметное влияние нового стиля.

Таким образом, первоначальные формы синшу старше кайшу и восходят к скорописным формам иероглифов времен Хань, но формирования синшу в нынешнем виде происходит под влиянием работ великих цзиньских каллиграфов Ван Си-чжи(одна из работ на иллюстрации)(321 - 379 или 303 - 361 гг.) и Ван Сянь-чжи (344-386 гг). Впоследствии в развитие синшу внесли вклад великие каллиграфы эпохи Тан (618-907 гг.) Янь Чжэнь-цин (709-785 гг) и Лю Гун-цюань (778-865 гг), и по сей день почерк синшу является одним из самы распространенных и излюбленных среди китайских каллиграфов.

Черты в синшу очень гибкие, форма иероглифов пластичная; часто кисть не снимается при выполнении вспомогательных движений, и оставленные линии также участвуют в создании рисунка иероглифа. Сокращение составляющих иероглифы графем не затрагивает общей структуры написания иероглифа, и текст синшу может быть легко прочитан без специальной подготовки любым человеком, обладающим стандартными познаниями в иероглифике.

В настоящее время стиль синшу является в Китае основным для написания писем и ведения неофициальных записей.

Цаошу (cao3shu1)

Надпись в стиле Цаошу
Надпись в стиле Цаошу

Стиль цаошу также восходит к упрощенным знакам лишу, но формируется раньше, чем синшу. Цаошу зарождается как стиль в конце Цинь - начале Хань и формируется к середине Западной Хань как признанное отдельное направление в каллиграфии. Во время восточной Хань цаошу уже широко распространено в различных сферах. Окончательное созревание и принятие существующих и по сей день норм и правил в написании цаошу также связано с именем Ван Си-чжи, произведшего серьезную реформу в каллиграфических стилях цзиньского времени

Упрощение письменных знаков в стиле цаошу сильно затрагивает саму структуру иероглифов, и чтение текста возможно только при специальной подготовке. Стиль цаошу имеет множество подвидов и направлений, каждый со своими особенностями. Кроме того, у каллиграфов имеются собственные привычки и предпочтения в методах сокращения знаков, поэтому данный стиль в настоящее время предназначен, прежде всего, для художественных работ, но не для фактической записи текстов.

В некоторых направлениях цаошу знаки как бы сливаются в одну волнистую линию с изгибами и пересечениями (см. иллюстрацию). В других стилях знаки пишутся раздельно, не сливаясь друг с другом.

Почерк цаошу особенно ценится каллиграфами за то, что в нем наилучшим образом передается "ци" мастера и достигается выразительность "спонтанной природной силы".

Кайшу (kai3shu1)

Надпись в стиле Кайшу
Надпись в стиле Кайшу

Уставное письмо кайшу (другие наименования данного стиля - "чжэн шу", "правильное письмо" и "чжэнь шу", "истинное письмо") берет свое начало от упрощения знаков почерка лишу в конце династии Хань и окончательно структурно формируется только к эпохе Северных и Южных Династий (420-589 гг.).

Эстетическое формирование данного стиля происходит и в последующие эпохи; особенный вклад в вырабатывание эстетических норм кайшу внесли великие танские каллиграфы Оуян Сюнь (557-641 гг.), Янь Чжэнь-цин (709-785 гг.) и Лю Гун-цюань (778-865 гг.). Выработанный ими стиль отличался утонченностью, необыкновенной гармонией линий и огромной эстетической наполненностью при внешней пресности формы.

Некоторые знатоки каллиграфии утверждают, что под термином "чжэнь шу" или "чжэн шу" следует понимать не все образцы стиля кайшу, а только работы семи великих каллиграфов, трое из которых указаны выше. В последующие эпохи стиль кайшу немного видоизменился. В эпоху Сун с иобретением книгопечатания возник новый вид кайшу, так называемые "сунские иероглифы", считающиеся нормативным образцом сегодняшнего печатного шрифта. Эпохи Юань (1271-1368 гг.), Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.) привнесли текучие, мягкие формы в эстетику кайшу. В XX веке в результате реформы 50-60х годов стиль кайшу несколько модифицировался, но эстетические принципы в написании иероглифов остались прежними.

Традиционно кайшу делится на три категории по величине иероглифов: "большой кайшу", "средний кайшу" и "малый кайшу". Средний кайшу - это иероглифы размером с квадратный цунь (отсюда второе название стиля - "кайшу размером с цунь"). Большой кайшу - иероглифы больше цуня, и "малый кайшу" - маленькие иероглифы размером в несколько десятых цуня. Есть еще подраздел, куда входят совсем крупные иероглифы - так называемые "иероглифы для аншлагов" баншу. Каждый из подразделов имеет свои особенности композиции и свои тонкости написания.

Сегодня на базе стиля кайшу создаются различные печатные шрифты, в том числе, принадлежащие скорее к западной, чем к китайской эстетической традиции.



  1. Вернуться в меню

  2. Введение
  3. Цзягувэнь
  4. Цзиньвэнь
  5. Чжуань
  6. Лишу
  7. Бафэньшу
  8. Скорописные иероглифические стили


  9. Рейтинг@Mail.ru