На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Чужань (zhuan4shu1)


Большой чжуань (da2zhuan2)

Надпись в стиле Большой чжуань на бронзе
Надпись в стиле
Большой чжуань
на бронзе

В широком смысле слова под термином "большой чжуань" понимают надписи в различных стилях, существовавших до появления во время династии Цинь стиля письма "малый чжуань". В узком смысле большим чжуанем называют стиль написания иероглифов, получившийся в результате реформы письменных знаков, произведенной во время царствования чжоусского Сюань-вана (827-782 гг. до н.э.) начальником придворных летописцев и астрономов тайши Чжоу.

По фамильному знаку последнего стиль называется также чжоу вэнь (zhou4wen2). Реформа тайши Чжоу, тем не менее, не слишком отдалила стиль начертания и компановку графем иероглифов от того, что мы находим в надписях цзя гу вэнь. Огромная вариативность в основных письменных знаках дополнялась множественными разнописями регионального характера, что стало особенно видимым в период "борющихся царств", (404-221 гг. до н.э.).

Малый чжуань (xiao3zhuan2)

Образец древней надписи в стиле Малый чжуань
Образец древней надписи в стиле
Малый чжуань

После того как в III веке до н.э. произошло объединение Китая в единую империю Цинь во главе с Цинь Ши-хуаном, в китайской письменности происходит еще одно существенное изменение - производится унификация иероглифов. Дело в том, что в каждом из семи объединенных царств существовали свои особенности написания знаков, что весьма затрудняло слияние этих царств в единое государственное и культурное образование. В результате унификации появляется новый стиль письма, известный под названием "малый чжуань" или просто "чжуань". Надписи в стиле чжуань дошли до нас в разнообразных формах: сохранились бронзовые и керамические сосуды, монеты и бамбуковые дощечки с иероглифами, игравшие роль древних книг. Этот стиль сохраняется и до наших дней как основной каллиграфический почерк для гравировки печатей; он широко используется в благожелательных надписях, декоративных панно, парных свитках.

Вариантов и подвариантов почерка "малый чжуань" существует довольно много. Они отличаются друг от друга проработкой начала и конца линий, особенностями компоновки графем и т.п. Общее во всех них - мягкость и волнообразность линий, сглаженность углов, большое тяготение к абстрактности и схематичности рисунка, нежели в "большом чжуане"

"Головастиковое письмо" (ke1dou4shu1)

Образец печати в стиле 'головастикового письма'
Образец печати в стиле
"головастикового письма"

"Головастиковое письмо" или "головастиковый чжуань" (ke1dou4zhuan4) называется так из-за особенностей написания черт - начало черты имело заметное утолщение, конец черты писался удлиненным и тонким, так что в целом линия походила формой на головастика. Предание рассказывает о случае, произошедшем во время правления династии Западная Хань (206 год до н.э.- 8 г. н.э.) с князем Лу Гунваном, который при строительстве нового крыла своего дворца решил присоединить к нему старое жилище Конфуция. В стенах этого жилища было обнаружено множество бамбуковых дощечек, соединенных шнурками в свитки - предвестники более поздних форм китайских свитков и книг. Дощечки были написаны иероглифами странной формы, черты которых напоминали головастиков. Материалом для письма на дощечках служила смоченная в особом клее заостренная бамбуковая палочка. С самим термином "головастиковое письмо" в работах по истории китайской письменности да и в самой китайской художественной традиции существует известная путаница. Согласно легенде всю китайскую письменность изобрел четырехглазый мифологический персонаж по имени Цан Се. Иногда под тем же именем фигурирует то некий государь, правление которого относится к различным эпохам в различных источниках, то министр совершенномудрого правителя Хуан-ди (XXVII в. до н.э.)

Изобретенные им письменные знаки, тождественные различным проявлениям сил природы, повторяли рисунок небесных светил, следы птиц и зверей и пр. Эти знаки в поздних текстах отождествлялись, с одной стороны, с письмом гу вэнь, а с другой стороны с "головастиковым письмом". Поэтому во многих поздних текстах "головастиковое письмо" относят к самым древним видам китайских иероглифов, что совершенно не так. Параллельно стоит отметить, что в обиходном употреблении термин "головастиковое письмо" обозначает в Китае некую таинственную тарабарщину, невозможную для чтения и понимания.

"Головастиковое письмо", в отличие от стиля сяо чжуань, не получило широкого распространения в последующие эпохи; в более позднее время оно встречалось преимущественно лишь как один из стилей гравировки печатей. Имеется несколько видов почерков, производных от "головастикового письма", в том числе чуншу, "червяковый стиль", или няочуншу, "птичье-червяковый стиль". Линии в нем не имеют столь заметных утолщений и перепадов в толщине, как в "головастиковом письме".



  1. Вернуться в меню

  2. Введение
  3. Цзягувэнь
  4. Цзиньвэнь
  5. Чжуань
  6. Лишу
  7. Бафэньшу
  8. Скорописные иероглифические стили


  9. Рейтинг@Mail.ru