На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Основные графические элементы (стиль Кайшу)


Основные ошибки в написании графических элементов или "Болезни каллиграфии"

При написании отдельных графических элементов и их сочетаний в иероглифе типичным является целый ряд ошибок и погрешностей, традиционно называемых "болезнями каллиграфии". Специальные издания приводят около десятка и более примеров "болезней" для каждой черты в отдельности. Мы упомянем наиболее типичные из них, во-первых, имеющие отношение к особенностям почерка кайшу, и во-вторых, общие для письма кистью и авторучкой. Таких "болезней каллиграфии" обычно насчитывают восемь.

Коровья голова (niu2 tou2). При постановке кисти на бумагу делается чрезмерный акцент, что приводит к образованию "нароста" на линии.


Мышинный хвост (shu3 wei3). Окончание черты слишком растянуто, черте не хватает "силы", уверенности написания.


Осиная талия (feng1 yao1). Начало и конец линии слишком "тяжелые", а середина чрезмерно утончена.


Журавлиное колено (he4 xi1). Место соединения черт чересчур тяжеловесно, возникает дисгармония с соседними графическими элементами.


Бамбуковое сочленение (zhu2 jie2). Закругленные "тяжелые" концы и прогнутая середина делают черту похожей на сочленение бамбука.


Угловатые выступы (leng2 jiao3). В приемах написания отсутствует четкость и плавность, что приводит к появлению на линии угловатых выпячиваний.


Срубленное дерево (zhe2 mu4). Концы линии прописаны небрежно, будто бы покрыты зубцами и занозами.


Тонкое коромысло (chai2 dan4). Линия прогнута вниз либо наверх, подобно форме китайского коромысла, колышущегося при ходьбе. Китайское кормысло отличается от русского не только формой, но и принципом применения. Упругий тонкий шест, к концам которого прикреплена ноша, раскачивается при ходьбе, и умелый носильщик старается так приспособиться к амплитуде его колебаний, чтобы нагрузка на плечи оказалась минимальной.



Однако, нельзя судить о том, присутствуют или нет в данном иероглифе "болезни каллиграфии", основываясь единственно на неких формальных признаках. Основой для подобны выводов может служить только нарушение гармоничности иероглифа, и говорить о недостатках написания следует, рассматривая весь иероглиф в целом. Так многие великие каллиграфы специально допускали вольности в написании тех или иных черт, что лишь подчеркивало силу и уравновешенность




  1. Вернуться в меню

  2. Введение
  3. Горизонтальная черта
  4. Вертикальная черта
  5. Откидная влево
  6. Откидная вправо
  7. Точка
  8. Восходящая черта
  9. Ломаная линия
  10. Крюк
  11. Нестандартные графические элементы
  12. Болезни каллиграфии


  13. Рейтинг@Mail.ru