На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Живая и мертвая вода

Спасительная влага

Жил на свете царь, и было у него три сына. Да вот беда: стал он к старости слепнуть. И послал сыновей за целебной живой водою. Разъехались они в разные стороны.

Долго ли, коротко - оказался младший сын, Иван-царевич, у двух гор высоких, стоять те горы вместе, вплотную одна к другой прилегли; только раз в сутки они ненадолго расходятся, но вскоре опять сходятся. А промеж тех гор бьет из земли вода живая и мертвая.

Ждал-пождал царевич у гор толкучих, когда они расходиться станут. Вот зашумела буря, ударил гром - раздвинулись горы. Царевич стрелой меж них пролетел, почерпнул две скляницы воды - и вмиг назад повернул. Сам-то богатырь успел проскочить, а у коня задние ноги помяло, на мелкие части раздробило. Взбрызнул он своего добра коня мертвой и живой водой - и встал тот ни в чем невредимым.

На возвратном пути повстречал царевич своих братьев и поведал им о горах толкучих, об источниках живой и мертвой воды. А ночью братья убили его сонного - да и поехали с заветными скляницами в свое царство.

Лежит Иван-царевич бездыханный - рядом уж воронье кружится. Но верный его конь, который добро получше иных людей помнил, пошел за помощью и встретился с вещей девой, которая жила на опушке леса. Она понимала речь зверей и птиц. Привел ее конь к мертвому хозяину. Поставила дева силки, и попался туда вороненок. Тут взмолились ворон с воронихою:

- Не губи нашего дитятю, за то мы воды тебе мертвой и живой принесем.

Полетели птицы вдогон братьям-злодеям и ночью, когда те уснули, забрали обе скляницы. Окропила дева вещая Ивана-царевича сперва мертвой водою, потом живой - и встал богатырь ни в чем невредимым.

А братья проснулись поутру, заметили пропажу - и решились возвращаться к толкучим горам, самим воду добывать. Вот зашумела буря, ударил гром - раздвинулись горы. Братья стрелой пролетели между них, зачерпнули воды, назад было повернули, да замешкались: никак один другого пропустить не хотел, каждый норовил первым быть! Горы успели сомкнуться и погубили братьев.

А Иван-царевич с вещей девою приехал в свое царство и вернул зрение государю. На деве он вскоре женился. Стали они жить-поживать да добра наживать.


Облака, несущие дождь, издревле представлялись народному воображению небесными колодцами и реками. Холодная зима, забирая их в свои оковы (подобно тому, как сковывает она льдом земные источники), запирает священные воды - и вместе с тем все кругом дряхлеет, замирает, земля одевается снежным саваном, словно собирается умереть. Весной солнце, а может быть, молот могучего Перуна разбивали эти крепкие оковы и отворяли пути дождевым потокам; омывая землю, они возвращали ей силу плодородия, как бы воскрешали от зимней смерти к новой жизни.

Не в те ли стародавние времена зародилось верование, что дождевая вода, особенно весенняя, обладает целительной силой, дарует красоту и чадородие: больным давали пить дождевую воду как лекарство или советовали купаться в ней. Тогда и возник миф, общий для всех индоевропейских народов, о живой воде: она исцеляет раны, наделяет тело крепостью и даже возвращает саму жизнь. В народных сказках ее также называют сильной или богатырской водою - это напиток могучих богатырей.

Порою в мифах рассказывается о мертвой воде. Ее называют еще «целющей», она сращивает части тела, разрубленного на куски, но оставляет его бездыханным, мертвым. Остальное довершает вода живая - возвращает жизнь, наделяет силой богатырской. В сказаниях героя окропляют сначала именно мертвой, а только потом живой водой - так же как в природе первые дожди сперва сгоняют с земли остатки мертвящих снегов, а потом новые потоки оживляют почву. Мертвая вода соединяет ткани, а живая - воскрешает. Если убитого полить сразу живой водой, он, конечно, откроет глаза, но останется раненым и тотчас вновь умрет.

В волшебных сказках живую и мертвую воду приносят Град, Гром и Вихрь или птицы, воплощающие эти стихии, - Орел, Сокол, Ворон. В древние времена славяне называли живыми воды, текущие из родников. Кроме того, живая вода исцеляет слепоту, возвращает зрение, подобно тому как весенний дождь проясняет небо и очищает простор солнечному оку.



Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг


  1. В раздел Мифология

  2. В начало раздела


  3. Предисловие
  4. Алатырь-камень
  5. Алконост
  6. Арысь-поле
  7. Баба Яга
  8. Банник
  9. Белобог
  10. Берегиня
  11. Бесы
  12. Божий суд
  13. Болотницы и Болотники
  14. Вий
  15. Ведьма
  16. Велес
  17. Великаны
  18. Ветер
  19. Вода
  20. Водяницы
  21. Водяной
  22. Волк
  23. Волкодлак
  24. Волшебные помощники
  25. Времена года
  26. Гадания
  27. Гамаюн
  28. Громовая стрела
  29. Дажьбог
  30. Девы судьбы
  31. Деревья
  32. Див
  33. Дивьи люди
  34. Домовой
  35. Душа
  36. Елена Прекрасная
  37. Жар-цвет
  38. Жертвоприношение
  39. Живая и мертвая вода
  40. Загадочные явления
  41. Звезды
  42. Зевана
  43. Змей Горыныч
  44. Знахарь
  45. Ирий-сад
  46. Капища
  47. Коровья смерть
  48. Кощей Бессмертный
  49. Лебединые девы
  50. Лель
  51. Леший
  52. Лысая гора
  53. Мать сыра земля
  54. Мировое древо
  55. Макошь (Мокошь)
  56. Морана (Морена)
  57. Мороз (Карачун)
  58. Морская пучина - кругом глаза
  59. Нечистики
  60. Ночь
  61. Облакопрогонники
  62. Озем и Сумерла
  63. Оборотень
  64. Овинник
  65. Переруг
  66. Перун
  67. Полевик (Гречуха)
  68. Погребальный отряд
  69. Позвизд (посвист)
  70. Проклятые места
  71. Радегаст
  72. Разрыв-трава
  73. Русалки
  74. Сварог
  75. Световид
  76. Святобор
  77. Священные рощи
  78. Семаргл
  79. Сирин
  80. Смерть
  81. Стратим(ногай)-птица
  82. Сокол
  83. Солнце
  84. Стрибог
  85. Триглава
  86. Ховала
  87. Хорс
  88. Цари и царицы
  89. Чернобог
  90. Числобог
  91. Чур
  92. Ярило
  93. Яровит

  94. Рейтинг@Mail.ru