На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Волкодлак (вовкулака)

Нож за овином

В селе как-то пропал мужик. Пошел на гумно и не вернулся. А вскоре сын его нашел за овином воткнутый в землю нож и вынул его. «Зачем, - думает, - доброму ножу в земле ржаветь?» С тех пор мужик пропадал года три. Один знахарь посоветовал родственникам пропавшего воткнуть нож за овином в том месте, где он торчал раньше. Так и сделали. Вскоре после этого пропавший мужик пришел в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью: волчьей длакой.

Истопили жарко баню, положили волкодлака на полок и стали парить веником - волчья шерсть вся и сошла. Волкодлак рассказал, как он превращался: стоило ему перекинуться через нож, как он становился волком. Как раз бегал он в поле, когда кто-то вынул из земли нож. Прибежал, а его нет! И век бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались снова воткнуть нож за овином.

Хотя этот мужик и обращался в волка и долгое время бегал в стае, но чувства и мысли у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например, падали. Когда волкодлак подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ.

Раненый волк

Как-то раз пошел парень за околицу - с девицей своей встретиться, а на пути у него волк. Волк как волк, только не сплошь серый, а как бы в рыжину. И не нападает этот волк на парня, а жалобно скулит и не уходит. Парень выломал из плетня жердь и пошел на зверя. Тот хвост поджал и убежал, припадая на одну лапу. Встретился парень со своей девицей, рассказал ей этот случай. А она поумней дружка была и говорит:

- Верно, волк лапу занозил или в капкан попал - вот и пришел к человеку за помощью.

- Может, завтра еще раз придет? - обрадовался парень. - Я с собой нож прихвачу и завалю серого!

Девица ничего ему не сказала, но на другой день пришла за околицу пораньше условленного срока. Глядь - бежит волк хромой, скулит, словно плачет. Увидел девушку, сел, а из глаз слезы катятся. Одолела девушка страх, приблизилась - волк ей раненую лапу протянул. Да там и впрямь такая заноза, что лапу раздуло всю. Вынула девушка чистенький платочек, маленький ножичек - она тоже не проста была, не с голыми же руками к волку в зубы подаваться! - и принялась занозу вынимать. Все это время волк сидел молча, только иногда жалобно поскуливал. И только дело было сделано, как набежал тот парень с ножом и ударил волка в бок - девица и ахнуть не успела.

Упал волк замертво - и вдруг волчья шкура с него сошла, как снег под весенним дождиком, и увидали парень с девушкой пригожего молодца в красной рубахе. Побежали за помощью, принесли раненого в село, и здесь признали в нем сына старой вдовы-мельничихи. Он три года назад пропал бесследно, поехав на свадьбу к другу в соседнюю деревню. Кроме бедной матери, про парня все успели позабыть, а он - на тебе, волкодлак!

Стали за ним ходить - и выходили. Поправившись, парень сказал, что целую свадьбу обратил в волков злой колдун, которого не пригласили на гулянку. Сначала волкодлаки держались стаей, а потом разбежались кто куда. Он все время бродил вокруг своего села, только боялся, чтобы охотники не подстрелили. Пока парень в постели лежал, его часто навещала та девушка, которая из волчьей лапы занозу доставала. Прежний ухажер ее злился, злился, да ничего ему не помогло: красавица дала ему от ворот поворот, а сама вышла за пригожего сына вдовы.


Волкодлак (вовкулака) в славянской мифологии - это оборотень, а точнее - человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волх Всеславлич, умел принимать образ волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи».

Мощь волкодлаков бывает такова, что они вызывают лунные затмения во время своих превращений! Скажем, в Кормчей книге (список 1282 г.) повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну». Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. А еще, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей (в некоторых сказаниях - через один, заговоренный, а женщины принимают образ волчиц, перекинувшись через коромысло), воткнутых в осиновый пень или в землю. Когда захочешь снова стать человеком - перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком.

Волкодлаки бывают не добровольные, а принужденные. Колдуны по злобе могли обернуть волками целые свадебные поезда! Иногда такие несчастные волки живут отдельной стаей, иногда общаются с другими дикими зверями. По ночам они прибегают под свое селение и жалобно воют, страдая от разлуки с родными. Вообще они стараются держаться поближе к человеческому жилью, потому что боятся дремучего леса, как и положено людям. Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого «по ветру» прокляла мать. Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ - конечно, если распознать его среди настоящих волков. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви или благословленной едой.

После смерти волкодлак может сделаться упырем, злобным мертвецом. Чтобы этого не произошло, надо зажать ему рот (пасть) двумя серебряными монетами. Кстати сказать, образ человека-волка, оборотня, живет в мифологии многих народов. У англичан это Беовульф, у немцев - Вервольф. Очевидно, в глубинной памяти народной сохранился древнейший обряд почитания волка, когда жрецы переодевались в волчьи длаки (шкуры), чтобы почествовать свое серое божество.

Впрочем, совсем не исключено, что наши предки все обладали врожденной, но позднее утраченной способностью к ликантропии (так на языке науки называется оборотничество людей в волков и обратно). И, возможно, не погрешил против истины Геродот, упоминавший в своей «Истории» о праславянах-неврах: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние».



Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг


  1. В раздел Мифология

  2. В начало раздела


  3. Предисловие
  4. Алатырь-камень
  5. Алконост
  6. Арысь-поле
  7. Баба Яга
  8. Банник
  9. Белобог
  10. Берегиня
  11. Бесы
  12. Божий суд
  13. Болотницы и Болотники
  14. Вий
  15. Ведьма
  16. Велес
  17. Великаны
  18. Ветер
  19. Вода
  20. Водяницы
  21. Водяной
  22. Волк
  23. Волкодлак
  24. Волшебные помощники
  25. Времена года
  26. Гадания
  27. Гамаюн
  28. Громовая стрела
  29. Дажьбог
  30. Девы судьбы
  31. Деревья
  32. Див
  33. Дивьи люди
  34. Домовой
  35. Душа
  36. Елена Прекрасная
  37. Жар-цвет
  38. Жертвоприношение
  39. Живая и мертвая вода
  40. Загадочные явления
  41. Звезды
  42. Зевана
  43. Змей Горыныч
  44. Знахарь
  45. Ирий-сад
  46. Капища
  47. Коровья смерть
  48. Кощей Бессмертный
  49. Лебединые девы
  50. Лель
  51. Леший
  52. Лысая гора
  53. Мать сыра земля
  54. Мировое древо
  55. Макошь (Мокошь)
  56. Морана (Морена)
  57. Мороз (Карачун)
  58. Морская пучина - кругом глаза
  59. Нечистики
  60. Ночь
  61. Облакопрогонники
  62. Озем и Сумерла
  63. Оборотень
  64. Овинник
  65. Переруг
  66. Перун
  67. Полевик (Гречуха)
  68. Погребальный отряд
  69. Позвизд (посвист)
  70. Проклятые места
  71. Радегаст
  72. Разрыв-трава
  73. Русалки
  74. Сварог
  75. Световид
  76. Святобор
  77. Священные рощи
  78. Семаргл
  79. Сирин
  80. Смерть
  81. Стратим(ногай)-птица
  82. Сокол
  83. Солнце
  84. Стрибог
  85. Триглава
  86. Ховала
  87. Хорс
  88. Цари и царицы
  89. Чернобог
  90. Числобог
  91. Чур
  92. Ярило
  93. Яровит

  94. Рейтинг@Mail.ru