Маленькая библиотека всезнайки |
||
Дивьи людиПёсьи людиДавным-давно объявились вдруг близ реки Медведицы песиглавцы. Немного их было - две-три дюжины выродков, - а урон наносили немалый. То путника одинокого лютой смерти предадут, то исхитят пригожую молодку. Бросятся мужики в погоню, а тех песьих голов и след простыл, будто сквозь землю провалились. А был в деревне дряхлый-предряхлый знахарь Светун. Время от времени он обмирал и лежал неподвижно, а когда в себя приходил, дивно рассказывал о том свете, куда улетала душа его. и вот сызнова пришел в себя Светун да и молвит: - Люди добрые, знайте: зверюги эти, песиглавцы, поселились в пещерах, что на правом берегу Медведицы, близ дубовой рощи. Там я их и увидал во время своего вещего сна. И три наши девки украденные - там же, в пещерах. - Поди-ка сунься в оные пещеры, - в страхе пробормотал кто-то из мужиков. - Перебьют по одному. К тому же, там входов-выходов десятка полтора, не менее. Тут надобно все хорошенько обмозговать... -А мы песьи головы перехитрим. Надобно в некотором отдалении от пещер снарядить трех-четырех наших девок в ратном одеянии, с луками, мечами и щитами. Пусть одна притворится мертвой, со стрелою, вроде бы торчащей из горла, а подружки ее пусть на все лады голосят по убиенной и проклинают песиглавцев. Те на бабий дух падкие - спасу нет! Непременно выедут из пещер. Но кое-кто засомневался: - Где ж нашим девкам выстоять против выродков песиглавых? Непривычны наши голубицы ратоборствовать. - Стало быть, надо выбрать тех девок, что покрепче и похрабрей. И за месяц-другой обучить их воинскому кровавому делу. На другой день собралась на совет вся деревня. Судили-рядили, как быть. Порешили наконец, уже ближе к полудню: исполнить все, как замыслил Светун. А пятеро молодок сами вызвались на смертное дело. И ведь сбылись, сбылись все предначертания Светуна! Двух песиглавцев мужики порешили в схватке, а одного в плен захватили. Сперва молчал он, как рыба, а когда подтащили его к острейшему железному колу, чтоб на оный кол посадить, завизжал, забился - и от страха лютого указал все потайные ходы-выходы из пещер. Тут-то сызнова изумил всех знахарь: велел в одночасье у всех нор и лазов зажечь горючую серу. Дым пополз внутрь пещер - и вскоре начали оттуда выползать воющие песиглавцы. Перебили их, ясное дело, всех до единого. А потом и девицы пленные выскочили, чуть живые от страха. Уже и света белого увидеть не чаяли небось! Много чего о житье-бытье проклятых песиглавцев понарассказали они на том пиру, что устроился в селе после победы над нечистью. Жаль только, не пировал вместе со всеми столетний старец Светун: сызнова впал в обмиранье. А пещеры, что близ рощи дубовой на другом берегу реки Медведицы, с тех пор так и зовутся - Пёсьи пещеры. Хвостатые песиголовцы, уроды с огромными ушами, в которые они заворачивались, как в одеяло, одноглазые циклопы с лицом на груди, - о каких только диких людях не рассказывали путешественники древности, возвращаясь из дальних и опасных странствий! Подобные же рассказы проникали на Русь из Византии, с Запада, когда возникла переводная литература. Страх перед неведомо откуда взявшимися завоевателями-половцами, монгольскими ордами также породил чудовищ. В наших былинах Соловей-разбойник - получеловек-полуптица. Тугарин Змеевич скачет на крылатом коне. У великана Идолища поганого голова - с пивной котел, а руки - огромные грабли. Освоение русскими безмерных пространств Европейского Севера и Сибири также сопровождалось рассказами о чудесах. Один купец якобы видел «подземных людишек», обитающих в глубоких пещерах. Другой столкнулся с «само-ядью» - народом, имеющим рот на темени, и поедала эта самоядь себя самое. Третий подробно описывал получеловеков об одном глазу, одной руке и одной ноге. Они плодятся, выделывая себе подобных из железа. Дым и смрад, исходящие из их кузниц, разносят по белому свету повальные болезни: мор, оспу, лихорадку и т.д. Похожи на складывающихся получеловеков оплетай, или половайники. Они как бы половинки одного и того же человека. Существовали правые и левые оплетаи. Когда два разносторонних половайника встретятся, они обвязываются одним кушаком и таким образом очень быстро бегают, как бы составляя одного человека. Наиболее интересны среди дивьих людей амазоны и песиглавцы. Согласно древним преданиям, амазоны живут где-то в Индейском царстве (так раньше называли чуть ли не все южные, неведомые государства) . А может быть, еще дальше. Прежде всего под этим именем разумелись люди с темным цветом кожи. В быту их называли арапами и арапками, ну а в страшных сказаниях - амазонами. Именно их, наверное, именуют в заговорах «черными муриями» - неведомой и враждебной человеку силой. Скорее всего, чудом залетевшие на Русь сказания об амазонках - женщинах-воительницах - получили такое странное толкование. Во всяком случае, амазонов представляли себе свирепыми и воинственными, вооруженными луком и стрелами, верхом на диких конях, - точь-в-точь как амазонок! Песиглавцы - баснословное племя, жившее на южных границах славянских племен. О нем упоминает и Геродот в своей «Истории». Песиглавцы были существа с песьими головами и мордами, а потому отличались необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью. Впрочем, люди все-таки соображали лучше, а потому могли противопоставить безудержной злобе песиглавцев хитроумие и смекалку. Постепенно племя это было все повыбито в войнах, до которых песиглавцы были большие охотники, - и никого из них на свете не осталось. По некоторым позднейшим народным легендам, дивьи люди до сих пор обитают близ Волги, в Змеиной пещере, вместе с прикованным там к стене Стенькою Разиным, которого сосет за сердце летучий змей. |
|