На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Методические рекомендации для занятия каллиграфией


Вспомогательные предметы каллиграфии

Кроме четырех вышеперечисленных, совершенно незаменимых для занятий каллиграфией письменных принадлежностей, имеется еще много сопутствующих предметов, используемых каллиграфами в работе. Некоторые из них факультативны, другие весьма желательны или даже необходимы. Так, на столе образованного китайца имелось около тридцати различных вещей, предназначенных для каллиграфических упражнений. Остановимся только на наиболее важных из них.

Пресс для бумаги ()

Пресс для бумаги бывает самых различных форм и размеров и предназначен для фиксации каллиграфической бумаги на столе в расстеленном виде. Древние прессы изготавливались из самых различных материалов, в основном - полудрагоценных или поделочных камней.

В настоящее время прессы изготавливают в основном из дерева или металла. Прессы имеют прямоугольную форму и могут использоваться также в качестве подставки под предплечье.

Подставка для кисти ()

Подставка для кисти представляет собой гребнеобразный валик изготовленный из металла, фарфора или полудрагоценных камней. На подставку помещают временно не используемую в работе кисть; кисть кладется на выемку подставки передней частью ручки так, чтобы рабочая поверхность оказалась немного приподнятой. Тушь, таким образом, не стекает с ворса, и кисть долго не высыхает.

В настоящее время подставки под кисти изготавливают в основном из фарфора или металла. Фарфоровые подставки чаще всего имеют форму буквы "Ш" (по-китайски такие подставки называются (буквально) "подставка в форме горы").

Стакан для кистей ()

Предназначен для хранения кистей. Традиционно изготавливался из бамбука, сандалового и санталового деревьев, фарфора, поделочных камней.

Кисти хранят в стакане в вертикальном положении ворсом вверх. Обычно в стакане хранят только средние и крупные кисти.

Резервуар для воды ()

На столе каллиграфа должен иметься специальный резервуар с чистой водой для разведения туши. Некоторые также промывают в нем кисти после работы, но это неправильно - иногда кисть в процессе письма меняют, иногда после замены кисти требуется добавить воды для нового разведения туши, и, следовательно, полоскательница для кистей и резервуар с чистой водой для туши должны быть разными сосудами. Традиционно именно так и было заведено; резервуары для чистой воды, как правило, больше по объему и имеют более узкую верхнюю часть.

Полоскательница для кистей ()

Полоскательница для кистей изготавливается, как правило, из поделочных камней или фарфора.

По сравнению с резервуаром для чистой воды, у них шире верхняя часть и меньше объем.



Подставка под предплечье ()

Для письма маленьких иероглифов используется также специальная подставка под предплечье прямоугольной формы, имеющая полукруг или полуовал в сечении. Делается из бамбука, различных пород деревьев и т.п. Старинные подставки изготовлялись также из янтаря и полудрагоценных камней. В настоящее время прессы для бумаги часто изготавливают в форме, близкой к подставке под предплечье, так что их можно использовать в обоих этих качествах.

Подкладочный войлок ()

Под листы бумаги для каллиграфии обычно подкладывают плотную основу для большего удобства письма и предохранения стола от просачивающихся сквозь бумагу капель туши. Профессиональные каллиграфы выбирают подкладку из натурального войлока, сделанного из необезжиренной стопроцентной бараньей шерсти - пятна туши не пристают к ней и следы засохшей туши легко смываются. За отсутствием выбора такого войлока в отечественных магазинах можно предложить два способа замены - применять плотную подкладочную бумагу, которую можно часто менять или, пожертвовать мягкостью, на подстилочную матерчатую основу класть лист пластика. В таком случае пятна туши будут легко смываться, а лежащая внизу ткань или войлок сообщит, хоть и в ослабленном виде, некоторую мягкость и пружинистость основе.

Подставка для прописей ()

При копировании прописей "на глаз" обычно применяют различные подставки для удобного расположения образцов перед глазами, своего рода пюпитры. Подставки бывают самой различной формы и размера, некоторые имеют специальные приспособления для изменения угла наклона рабочей поверхности пюпитра, прижимные устройства для страниц и т.п. В наших условиях подставкой может служить и специальный держатель для книг, применяемый младшими школьниками, и нотный пюпитр. Применение данного предмета при занятиях каллиграфией весьма факультативно, и отсутствие его не может оказать особенного влияния на результат занятий.

Нож ()

Нож предназначен для разрезания бумаги. Учитывая мягкость и рыхлость бумаги для каллиграфии, имеет смысл взять не кабинетный нож из чернильного набора, но хорошо отточенное лезвие хорошей стали.

Профессиональные каллиграфы пользуются в настоящее время ножами из нержавеющей легированной стали.


Именные печати ()

Традиционно у каждого китайца есть именная печать, сделанная из нефрита, яшмы или какого-либо другого полудрагоценного камня. Наиболее предпочтительным материалом для гравировки печати издревле считался тяньхуанский камень - особый вид ювелирного камня желтого цвета (тоны от лимонного до светло-коричневого).

Гравировка печатей, употребляемые для нее каллиграфические стили, украшение ручек и т.д. - все эти темы представляют собой отдельную, совершенно самостоятельную область прикладного искусства, связанного с каллиграфией. Из общих положений следует отметить только следующие:

1. Печати разделяются на собственно именные печати (на них выгравировано только имя владельца, иногда еще и само слово "печать" и печати-экслибрисы).

2. Именные печати чаще всего имеют в основании квадрат или прямоугольник, экслибрисы - овал или эллипс.

3. Наиболее распространенным почерком для гравировки печатей является чжуань.

4. По способу гравировки печати делятся на темные иероглифы на белом фоне и белые иероглифы на темном фоне.

5. Часто вырезают парные печати.

6. Кроме обычной печати каллиграфы и художники также имеют одну или несколько печатей с их артистическими псевдонимами (традиция брать подобные псевдонимы существует в Китае на протяжении многих веков для поэтов, художников и других людей искусства). На картинах и каллиграфических работах часто ставят именно печать с псевдонимом; впрочем, иногда печатей несколько, и среди них могут быть одновременно как печати с настоящим именем, так и печати с псевдонимом.

7. Печать с псевдонимом также часто выполняется в форме эллипса.

На старинных каллиграфических свитках и картинах часто можно увидеть более десятка печатей с разными именами. Кроме печатей автора здесь имеются также и печати владельцев данного свитка, их экслибрисы и т.п.

Для произведения оттиска печати китайцы используют специальную мастику. Мастика чаще всего бывает красного цвета, хотя есть и темные, светло и тёмно-коричневые сорта.

Самой лучшей мастикой считается произведенная в провинции Цзяньсу, особенно в городе Сучжоу.

Дорогая мастика хранится в специальных фарфоровых баночках для мастики, к которым часто прилагается роговая или костяная лопаточка для размешивания мастики. Дешевые сорта мастики выпускают в металлических или пластмассовых баночках. В последнееврем появились даже заменители мастики - баночки с мягкой тканевой подушкой, пропитанной красной порошкообразной краской. Для профессиональной работы, тем не менее, традиционно предпочитают настоящую мастику дорогих сортов.

Хорошая краска мастика довольно плотная, тягучая и маслянистая; имеет оранжеватый оттенок; почти без запаха. Дешевые сорта обладают более жидкой консистенцией, имеют темно-красный цвет и специфический запах, похожий на запах акварельных красок.



  1. Вернуться в меню

  2. В меню раздела

  3. Написание ключа "Единица"
  4. Порядок изучения ключей
  5. Эстетические принципы
  6. Образцы для копирования
  7. Четыре драгоценности кабинета
  8. Восемь правил каллиграфии иероглифа "вечный"


  9. Рейтинг@Mail.ru