На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Методические рекомендации для занятия каллиграфией


Общие эстетические принципы в каллиграфии

Произведения искусства всегда оценивались в Китае с привлечением как минимум двух главных критериев - неразрывной связи с многовековой предшествующей культурной традицией и степени таланта автора. Талант считался неразрывно связанным с понятием ци (qi) - особого вида энергии, протекающей через все вещи и присутствующей во всех явлениях. Ци может накапливаться (усиливаться) или растрачиваться (ослабевать) в зависимости от индивидуальных особенностей предмета или человека. Задача художника или поэта - передать создаваемому произведению ту силу, которая в дальнейшем будет оказывать наибольшее воздействие на людей столь долго, сколько будет существовать само произведение. Отсюда берет начало одна из основных отличительных особенностей художественных работ и литературных творений стран Дальнего востока - наличие в произведениях категории "пустоты". Эта формообразующая пустота понимается как главное вместилище силы цы и играет ключевую роль в воздействии на зрителя или читателя. Поэтому эмоциональный эффект от восприятия произведения ничуть не исчерпывается его формой, а смысл намного глубже и значительнее, чем совокупность материально отраженных сущностей. Данный принцип в литературе сформулирован известной формулой - "слова заканчиваются, а смысл длится бесконечно".

Сама сила ци также неоднородна - она состоит из мельчайших частиц эфира, образованных сочетанием инь - женского начала (темного, тяжелого, холодного) - и ян - мужского начала (светлого, легкого, горячего). В инь со временем накапливаются признаки ян и наоборот, и иньская частица ци перерождается в янскую, а янская в иньскую. Состояние абсолютной сбалансированности инь и ян, которое при перерождении проходит каждая частица ци, называется "Великим пределом". Схематически состояние совершенной гармонии великого предела, обусловленное идеальным сочетанием противоположностей, потенциально готовых переродиться друг в друга, выражено в традиционной китайской графической схеме, известной как "Карта Великого предела".

Наиболее известный и простой вариант "Карты Великого предела" представлен на изображении к данной статье.

Принцип "Великого предела" универсален для самых различных феноменов китайской культуры, но наиболее наглядно его применение в живописи и каллиграфии. Произведение каллиграфии только тогда может потенциально быть наполнено ци, когда в нем достаточно "формообразующей пустоты", "воздуха", и когда сама структура его строится по законам гармоничного сочетания инь и ян, т.е. "Великого предела". Противоположности инь и ян в данном случае представлены различиями в длине и толщине черт. Правильное и гармоничное сочетание в иероглифе длинных и коротких, толстых и тонких линий дает возможность говорить о написанном как об имеющем потенциальную возможность быть причисленным к образцам каллиграфического искусства. Другими чертами, необходимыми для признания какой бы то ни было работы произведением искусства, согласно традиционным китайским представлениям, помимо технического совершенства являются естественность, вдохновение и наличие спонтанной природной силы.

Необходимо соотносить организацию надписи с фактурой и формой каллиграфической основы, а также с особенностями дальнейшего преобразования каллиграфического листа - традиционный китайский свиток (вертикальный или горизонтальный), декоративное панно или веер требуют совершенно различного подхода в выборе стиля, композиции знаков и т.п. Отдельное внимание необходимо уделить местоположению, почерку и размеру подписи, а также внешнему виду печати. Специально составленная подпись и личная печать каллиграфа являются непременными атрибутами каллиграфической работы. Их внешний вид и компоновка должны находиться в строгом эстетическом соответствии с каллиграфической надписью, и все три данные компонента (каллиграфический текст, печать и подпись) воспринимаются как единое целое. Составление подписей, требования к гравировке печатей, оформление свитков и панно являются самостоятельными разделами искусства каллиграфии. Следует также помнить, что подход к написанию отдельного иероглифа и группы иероглифов должен быть различным. В первом случае законченным произведением является сам иероглиф, и его уравновешенность, сочетание иньских и янских признаков должно быть абсолютным и соизмеряться единственно с размерами листа, стилем и размещением подписи и печати. Во втором случае единым целым выступает текст, и гармония инь и ян должна соблюдаться не только в самих иероглифах, но и в организации всей надписи. Хотя каждый отдельный иероглиф должен вписываться в условный квадрат единой для всех величины, при работе над тектом следует, сообразно правилам сочетания инь и ян, чередовать в рамках этих квадратов более крупные и специально уменьшенные иероглифы.

Однако одно лишь соблюдение правил в сочетании линий не обеспечивает еще гармонии написанного и тем более не гарантирует достаточных условий для наполненности той или иной работы энергией ци. Наличие пустоты в иероглифе или во всей каллиграфической надписи - одна из самых сложных задач каллиграфии. При написании иероглифов всегда следует помнить, что техническая правильность и гармония написания черт - еще не каллиграфия, поскольку каллиграфия - это та пустота, которую организуют черты иероглифа. В этом как раз и кроется одна из причин особой трудности написания иероглифов с малым количеством черт.

Принципиально важным становится здесь вопрос о прочувствовании и понимании принципов организации пустоты, о сбалансированности написанного и ненаписанного, о специально оставляемых пробелах (аналогичное явление можно встретить в джазовой музыке - так называемая звучащая пауза), об искажениях, намеренно вводимых в структуру иероглифа. Многие каллиграфы прямо заявляют, что каллиграфия - это искусство намеренно искажать и видоизменять иероглифы, добиваясь в результате подлинной гармонии. Способ изучения всех этих тонкостей в китайской художественной традиции неизменно существовал и существует один - копирование работ великих мастеров.






  1. Вернуться в меню

  2. В меню раздела

  3. Написание ключа "Единица"
  4. Порядок изучения ключей
  5. Эстетические принципы
  6. Образцы для копирования
  7. Четыре драгоценности кабинета
  8. Восемь правил каллиграфии иероглифа "вечный"


  9. Рейтинг@Mail.ru