На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Методические рекомендации для занятия каллиграфией


Янь Чжэнь-цин

Выбор образцов для копирования

Многоверковая традиция китайской каллиграфии знала множество великих мастеров, творивших в разные эпохи, но в качестве непревзойденных образцов для подражания, особенно для начинающих каллиграфов, на протяжении столетий выбираются два имени - Лю Гун-цюань (778-865 гг) и Янь Чжэнь-Цин (709-785 гг). Об этих великих танских мастерах принято говорить - "Янь [Чжэнь-Цин] - это мышцы, Лю [Гун-цюань] - это кости" (в буквальном переводе). Высказывание это имеет длинную историю и неоднозначное толкование. Оба этих великих каллиграфа как наиболее выдающиеся мастера кисти эпохи Тан основали каждый свое направление и стиль каллиграфического письма, но самый заметный вклад и самую громкую славу они снискали как непревзойденные мастера именно стиля кайшу. Иероглифы Лю Гун-цюаня более строгие по форме, более "сухие", чем у Янь Чжэнь-цина, а каллиграфия последнего более сочная, "плотская" - отсюда берет начало первое толкование приведенного высказывания. Второе толкование основывается на той роли, которую сыграло наследние Янь Чжэнь-цина и Лю Гун-цюаня для последующих поколений: начинающие каллиграфы, обычно копировали и копируют работы Лю Гунь-цюаня, и только овладев методом этого мастера, переходят к каллиграфии Янь Чжэнь-цина. Таким образом иероглифы первого становятся как бы скелетом стиля будущего художника, а иероглифы второго - "мышцами" этого стиля.

После копирования работ Янь Чжэнь-цина и Лю Гун-цюаня можно переходить к копированию иероглифов Оуян Сюня, Ван Си-Чжи или выбирать другие образцы, возможно из более поздних эпох; тем не менее, старые мастера не советуют заниматься копированием послетанских образцов каллиграфии, советуя лучше обратиться к древним стилям письма - чжуаню или лишу. Знание секретов техники древних стилей и владение приемами танских мастеров даст возможность впоследствии выбрать любую манеру собственного почерка.

В наших сегодняшних условиях непросто получить разнообразные материалы для копирования, но работы Янь Чжэнь-цина и Лю Гун-цюаня все же более доступны, чем остальные.

Таким образом, после освоения простейших графических элементов можно начать применение полученных навыков при написании простых иероглифов, а затем выбрать небольшой отрывок из каллиграфии Янь Чжэнь-цина или Лю Гун-цюаня и многократно его переписывать, стараясь скопировать все мельчайшие детали.



  1. Вернуться в меню

  2. Написание ключа "Единица"
  3. Порядок изучения ключей
  4. Эстетические принципы
  5. Образцы для копирования
  6. Четыре драгоценности кабинета
  7. Восемь правил каллиграфии иероглифа "вечный"


  8. Рейтинг@Mail.ru

    Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг