На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Методические рекомендации для занятия каллиграфией


Писчая кисть

Китайская кисть для письма имеет множество разновидностей и подвидов. Основу различий составляют материал, из которого изготовлена кисть, ее размеры, а следовательно предназначение, и пропорции рабочей части.

Три основных разновидности писчих кистей - это так называемые "волчьи" кости, кисти из козьего меха и "заячьи" кисти. На самом деле "волчьи" кисти делаются из меха колонка (с буквального перевода с китайского "Желтый волк"). Имеются также смешанные типы кистей из нескольких видов меха, а также встречаются редкие, экзотические кисти (из меха тигра, лебяжьего пуха и т.п.), обычно изготовляемые в очень малых количествах и, как правило, на заказ. Кисти бывают маленькие, средние и большие. В каждом из данных разделов существует еще целый ряд градаций и уточнений (иногда на кисти пишут тип иероглифов или стиль, для которого она предназначена и т.п.). По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих подразделов.

Ручка кисти изготавливается обычно из бамбука или недорогих пород дерева, однако у драгоценных "мастерских" кистей встречаются ручки из фарфора, нефрита, мохогона и прочих редких материалов. Часто рабочая поверхность кисти отделяется от ручки специальной вставкой - пластмассовой или деревянной в обычных современных кистях, роговой или костяной в "мастерских" и старинных кистях - под которой находится крепление ворса. На тыльной стороне ручки часто имеется специальная петелька, за которую кисть можно подвешивать для просушки.

По стоимости кисти сильно разнятся - самые простые могут стоить около одного юаня, а дорогие экземпляры ручной работы, нередко сами представляющие собой произведения искусства, могут достигать стоимости в несколько сотен и даже тысяч юаней.

Редкие дорогие кисти, как правило, продают и хранят в специальных футлярах. Обычные кисти при продаже часто снабжают особым колпачком (), надевающимся на ворс, чтобы не повредить рабочую поверхность кисти при транспортировке. Иногда такие колпачки прилагаются и к дорогим кистям вместе с футляром.

Мех на дешевых кистях при продаже чаще всего пропитывают крахмальным составом, так что кончик кисти становится твердым и острым, поэтому перед тем, как начать писать, кисть размачивают в воде. В некоторых пособиях рекомендуют размачивать только половину ворса, но практика показывает, что размачивать следует весь ворс и непременно до полного размягчения.

Дорогие кисти чаще всего не имеют подобной крахмальной пропитки и сразу готовы к употреблению. Отсутствие пропитки дает дополнительное удобство при выборе кисти - ее можно проверить на жесткость, оценить объем в распущенном и собранном виде и т.п.

Кисти из козьего меха

Кисти из козьего меха отличаются мягкостью и податливостью. Они больше подходят для каллиграфических стилей с плотными, сочными линиями. Из козьего меха изготавливают средние кисти, а также большие кисти для написания крупных иероглифов.

Первая кисть, которую берет в руки ученик, начиная заниматься каллиграфией, непременно сделана из козьего меха и имеет длинный тонкий ворс. Только научившись управляться с податливым и мягким ворсом, он может переходить к кистям из других материалов.

Кисти из козьего меха прекрасно подходят для стилей чжуань, лишу и многих школ кайшу.

Кисти из колонка

Кисти из колонка более жесткие. Они предназначены для каллиграфических стилей с более тонкой, "пресной" проработкой черт.

Колонковые кисти бывают как малыми, так и средними и большими. Кроме каллиграфии они широко применяются в китайской живописи. Кисти из колонка хороши для стилей цаошу, синшу и некоторых стилей кайшу, например, для поклонников стиля каллиграфа Чу Суй-ляна.

Заячьи кисти

Кисти из заячьего меха отличаются большой жестокостью и прекрасно подходят для каллиграфии и живописи. Эти кисти довольно редкие и дорогие.

На их изготовление используют мех дикого зайца; лучше всего подходит особый вид зайцев, водящихся в провинции Аньхой. Крупных заячьих кистей, как правило, не изготавливают. Обычно такие кисти применяются для написания маленьких иероглифов в стиле кайшу.

Другие типы кистей

Кисти из куриного пуха

Для изготовления кистей берутся перья и пух с грудки белой курицы. Этот вид чрезвычайно редок и непрост в обращении. Изготавливаются подобные кисти, как правило, на заказ. В продаже иногда можно встретить смешанный тип кистей - мех колонка и куриный пух, но подобные кисти тоже довольно редки.

Кисти из гривы дикой лошади

Настоящие кисти такого рода весьма редки. Часто под этим названием появляются крупные кисти из меха козы или т.п. с очень длинным ворсом.

Кисти из крысиного меха

Так называемые "кисти из крысиного меха" еще более жесткие, чем заячьи. На самом деле для их изготовления употребляется не мех крысы, а мех одного специального вида дикого зайца. Настоящий крысиный мех не подходит для производства кистей.

Кисти из свиной щетины

Свиная щетина сама по себе чрезвычайно жесткая, поэтому при производстве кистей ее специально расщепляют. Тем не менее кисти из свиной щетины все равно остаются самыми жесткими и очень редки в употреблении.

Кисти из растительных волокон

В этот подраздел входят кисти из тростника или бамбука, специально расщепленных на отдельные волокна каменными молотками. Чрезвычайно жесткий и неудобный вид кисти, иногда применяется только для написания очень крупных иероглифов.

Выбор кисти

Выбор кисти чаще всего сугубо индивидуален и сообразен каллиграфическому стилю, привычкам и особенностям данного каллиграфа и т.п. Начинающим лучше ориентироваться на недорогие кисти из козьего меха с длинным ворсом. Кисть можно брать чуть больше, чем величина иероглифов, для которых она предназначена, но никогда нельзя поступать наоборот: для написания маленьких иероглифов вполне можно использовать кисть среднего размера, но нельзя писать большие иероглифы маленькой кистью.



  1. Вернуться в меню

  2. В меню раздела

  3. Написание ключа "Единица"
  4. Порядок изучения ключей
  5. Эстетические принципы
  6. Образцы для копирования
  7. Четыре драгоценности кабинета
  8. Восемь правил каллиграфии иероглифа "вечный"


  9. Рейтинг@Mail.ru