На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

XXI. Суд


На карте Суд изображен молодой человек с вьющимися черными волосами, одетый в белую тунику и кроваво-красный дорожный плащ. На голове его - крылатый шлем, ноги обуты в крылатые сандалии. В правой руке он держит кадуцей - магический жезл, обвитый двумя змеями. По обе стороны от него две колонны: черная и белая. Ступени лестницы, н которой он стоит, ведут вверх, к распахнутой двери. Сквозь дверной проем видны зеленеющие плодородные поля, на которыми восходит солнце. У ног молодого человека несколько разных саркофагов; восстающие из них мертвецы высвобождаются из своих погребальных нарядов и протягивают к нему руки. Черная и белая колонны вновь напоминаются нам о двойственной природе подсознательного, содержающего в себе как разрушительное, так и созидательное начало. Мумии символизируют опыт прошлого, который хранится в неизменном виде в тайниках подсознания до тех пор, пока смысл его полностью не прояснится. Две змеи, обвивающие жезл Гермеса, теперь могут быть истолкованы как символы подземного мира инстинктов, женского царства, покоряемого богом солнца Аполлоном; будучи невидимым проводником человека в путешествии по жизни, Гермес отводит подземному царству особую роль в своих великих замыслах.

Мы вновь встречаем бога Гермеса-Психопомпа, Проводинка Душ. В карте Маг Гермес предстает предстает внутренним проводником Дурака, начинающего путешествие по жизни, - лукавым, покровителем заблудших путешественников и магом, указующим путь через интуитивные озарения. Теперь он является нам могущественным божеством подземного мира, посланцем Аида, который прикасается к глазам умирающих злотым жезлом, мягко, но настойчиво приглашая следовать за ним. Гермес не только провожает души умерших в царство Аида, но так же может и даровать жизнь. В мифе, когда Тантал, царь Лидии, разрезал собственного сына на кусочки и подал его как угощение богам, Гермес собрал кусочки и вернул юноше жизнь. Как глашатай воли богов, Гермес являлся освободителем героев, например, застрявшего в царстве Аида Тесея. Он также проводил Орфея, искавшего свою Эвридику, в царство тьмы и вывел его оттуда, когда тот потерял жену во второй раз. Так, в карте Суд Гермес предстает не только Проводником, но и Гермесом-Призывающим-к-Ответу, перед которым души умерших должны держать ответ за прожитую жизнь и с помощью которого они готовятся к новой жизни.



На внутреннем уровне Гермес-Психопомп олицетворяет собой процесс, происходящий в определенные критические моменты жизни, - подведение итогов, когда опыт проошлого предстает цельной картиной, становится ясным значение всех его элементов и его место в общем ходе развития, а также понимаются всего его следствия. Этот процесс подведения итогов не связан с функцией разума, а, скорее, относится к кухне подземного мира подсознательного, где происходит подспудное осмысление прошлого. Это призыв к мертвым восстать, ибо пришло, наконец, время пожинать плоды всех своих многочисленных и разнообразных действий и решений. Художник переживает этот процесс, когда его многочасовые или даже многолетние попытки сформулировать и придать форму ускользающей идее или образу вдруг выливаются в рождение нового произведения искусства. Этот же процесс наблюдается в психотерапии, когда человек, запутавшийся в разрозненных воспоминаниях чувствах прожитого, вот уже много месяцев пытающийся найти связующую нить и отчаявшийся, вдруг переживает "момент истины", все становится на свои места, и жизнь воспринимается им в виде цельной и осмысленной картины. Этот процесс может произойти в лбой сфере жизни, где мы вслепую прокладываем дорогу, затрачивая усилия на достижения пока неясной для нас цели, и, наконец, получаем вознаграждение - полноту видения, способность синтезировать опыт и возможность нового развития. Здесь Гермес предстает перед нами в своей магической ипостаси и оказывается, что именно он направлял все путешествие Дурака, позволяя с помощью интуитивных озарений связать воедино опыт, полученный на каждой стадии путешествия, и волшебным образом формируя зародыш новой, более совершенной личности.

Фигура Гермеса, ведущего души умерших на суд, олицетворяет процесс рождения. Это рождение более цельной личности из озаренного светом понимания опыта прошлого и ощущения, что случайные на вид события и решения на самом деле подспудно связаны. Судия мертвых решает, какое будущее было заслужено прошлыми трудами, так как будущее Дурака определяется именно по результатам его стараний при прохождении предыдущих карт; карта Суд символизирует вознаграждние всех затраченных усилий. Однако настоящий судья находится внутри нас, а не во внешнем мире. Мы расплачиваемся за грехи несознательности и пожинаем плоды отказа принять на себя ответственность за собственный выбор на каждой стадии путешествия. Суд - символ нового начала, заложенного прошлми действиями. В восточной философии это понятие называется карма. Каждый человек сам засевает свое поле, и в конце собирает плоды. Хотя Гермес часто изображается как обманщик и лжец, Гермес-Психопомп не позволяет душе лгать. Человеку за все воздается по заслугам, и Дураку приходится отвечать за последствия принятых им решений.

Если карта Суд появляется в раскладе, это означает, что пришло время, когда прошлые усилия будут вознаграждены. Это период подведения итогов, осознания смысла наших действий и результатов, к которым они привели, другими словами, осознание того, что мы сами создаем собственное будущее. Эта карта также двойственна. Уклонение от принятия решения, как возможно обнаружится в процессе подведения итогов, могло привести к тому, что предалих самих себя. Вознаграждение не всегда оказывается приятным. Дурак теперь должен держать ответ за свое путешествие, потому что пришло время пожинать плоды; созидательные усилия и ошибки прошлого - все сейчас собрано вместе и используется для формирования будущего. Какой бы период человек ни переживал, карта Суд возвещает конец еще одной главы жизни. Но, в отличие от карты Смерть, здесь окончание не несет чувства скорби. Просто нам дается возможность увидеть, в какой степени на жизненном пути нам удалось соответствовать самим себе.



  1. Вернуться в меню

  2. Старшие Арканы
  3. Младшие Арканы
  4. Расклады
  5. Советы

  6. I. Дурак
  7. II. Маг
  8. III. Императрица
  9. IV. Император
  10. V. Верховная Жрица
  11. VI. Иерофант
  12. VII. Влюбленные
  13. VIII. Колесница
  14. IX. Справедливость
  15. X. Умеренность
  16. XI. Сила
  17. XII. Отшельник
  18. XIII. Колесо Судьбы
  19. XIV. Повешенный
  20. XV. Смерть
  21. XVI. Дьявол
  22. XVII. Башня
  23. XVIII. Звезда
  24. XIX. Луна
  25. XX. Солнце
  26. XXI. Суд
  27. XXII. Мир


  28. Рейтинг@Mail.ru