На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Младшие Арканы




Четыре масти Таро, символами которых являются кубок, жезл, меч и пентакль, - это образное описание опыта человека в четырех различных сферах жизни. Как и четыре первоэлемента, из которых, согласно древнегреческой философии, сотворены все проявленные вещи, четыре масти охватывают все грани жизненного опыта. В них подробно представлены разнообразные личные аспекты архетипического путешествия, отраженного в двадцати двух картах Старших Арканов. Каждая масть акцентирует какую-то из граней всеобщего цикла и детально исследует ее через множество фаз развития.

Каждая масть Младших Арканов может быть разделена на две группы: нумерованные карты (их в каждой масти по 10) и придворные карты (их в каждой масти по 4). Нумерованные карты открывают нам различные стороны повседневной жизни: события, взаимоотношения с окружающими, состояние духа или чувства, которые мы на данный момент испытываем. Каждая из нумерованных карт отражает типичный, или же архетипический, опыт, и рано или поздно ситуации описываемые Младшими Арканами, возникают в жизни любого человека. Поэтому нумерованные карты чаще всего трактуют как отражение событий внешнего мира, хотя в них заложен не менее глубокий "психологический" смысл, чем в картах Старших Арканов.

Группу придворных карт составляют Валет (ПАЖ), Рыцарь, Дама и Король. Они отличаются от нумерованных карт тем, что не описывают типичных событий или переживаний, а передают присущие конкретной сфере жизни характерные особенности и качества. На них представлены мифологические персонажи, воплощающие собой совокупность определенных человеческих черт. Несмотря на видимую иерархию, в действительности они равноценны, а различная степень мирской власти, которой они наделены, указывает на различную степень проявленности выражаемого ими качества во внешнем мире. Пажи во всех четырех мастях Младших Арканов - это образ зарождения качеств данной масти, друкими словами, чистое вещество конкретной сферы жизни. Оно еще хрупкое, так как проходит через самую начальную, младенческую стадию развития, и потому нуждается в опеке и защите. Рыцари во всех четырех мастях представляют растущую, отроческую фазу развития качеств, отражаемых мастью. Это молодой, пытливый и энергичный дух, который побуждает нас экспериментировать и исследовать конкретную сферу жизни. Дамы являются аккумуляторами всех свойств данной масти, это стабильное, принимающее начало. Здесь избыточная энергия не выплескивается безрассудно во внешний мир (психологи называют такую направленность экстравертной), а удерживается внутри, концентрируется, накапливая большую мощь. Единственная женская фигура из всех придворных карт представляет стадию формирования у человека зрелых ценностей. Короли всех четырех мастей - символ динамичного, отдающего и проникающего начала. Эта могущественная мужская фигура отражает способность направлять все энергии сферы, представляемой данной мастью, на проявление в материальном мире в виде конкретных форм.

Архетипические персонажи придворных карт не описывают исключительно мужских или женских качеств, хотя образы и разделены по полам. Скорее, эти мужские и женские фигуры связаны с мужским или женским типом энергии - отдающим и принимающим началами, - а проявляться они могут как у мужчин, так и у женщин. Придворные карты имеют больший вес, чем нумерованные карты Младших Арканов, но все же не столь всеохватны и глубоки, как образы Старших Арканов; они занимают промежуточное положение. К примеру, в Даме Пентаклей присутствуют некоторые из земных качеств Императрицы, Деметры, но несомненно, Деметра более величественна - она не только земная мать, а еще и воплощение неизмеримых и бесчисленных ипостасей Матери Мира. В Даме Кубков присутствуют интуитивные начала и Верховной Жрицы, и Луны, но ей не сравниться с Персефоной и Гекатой, поскольку глубины подсознания таят в себе намного больше, чем просто интуицию и страстные чувства, воплощаемые Дамой Кубков.

У придворных карт своя загадка, потому что часто они вторгаются в жизнь человека не только как внутренние переживания, а как реальные люди. Здесь мы возвращаемся к феномену, который в психологии называется синхронность, или по-другому, поразительные совпадения. Объясняется она тем, что когда мы внутренне готовы развиваться дальше, окружающий мир предоставляет нам такую возможность. И когда для того, чтобы стать самими собой, нам требуется развить определенные внутренние качества, "вне" нас появляется человек, наделенный именно этими качествами, и, общаясь с ним, мы больше узнаем о самих себе. Большинство "случайных" знакомств с людьми происходит потому, что другой человек несет в себе нечто, что мы должны в данный момент усвоить. Придворные карты затрагивают как психическую, так и материальную сферы, их персонажи могут войти в нашу жизнь как реальные люди, способствуя развитию представленных ими качеств.

Масть Кубков соответствует древнему первоэлементу воде, из которой, как считали древние, произошла вся жизнь. Вода текуча, изменчива и неуловима, принимает любую форму и просачивается сквозь любые преграды, сила ее реально ощутима - "вода камень точит", говорим мы. Ритмы моря и его глубины таят в себе и красоту, и опасность. Таков же и мир чувств, ведь, несмотря на их изменчивость и зависимость их оттенков от ситуации, у них все же есть свой собственный ритм и, безусловно, реальная сила. Четырнадцать карт масти Кубков описывают развитие чувственной сферы человека: типичные эмоциональные реакции, изменение и углубление чувств по мере приобретения жизненного опыта и под влиянием общения с другими людьми, а также здесь присутствуют характерные людские типы, отражающие чувственную сферу в ее первозданном виде. Символ Кубка всегда был связан с сердцем, потому что наполняющая его жидкость - это и есть сам текучий мир чувств.

Масть Жезлов соответствует превоэлементу огню, внезапно явившемуся, согласно верованиям древних, из ниоткуда и обладающему способностью трансформировать все, до чего он дотрагивается, оставаясь при этом неизменным. Субстанция его ни твердая, ни жидкая; огнь неукротим, он разлагает объекты до основных элементов и преобразует их природу. Таков же и мир творческого воображения: его образы приходят из ниоткуда, он преобразует объекты "реального" мира конкретных форм, вдыхая в них смысл и значение. И все же природа самого воображения остается непонятной. Жезл относится к атрибутам мага, который улавливает закономерности, недоступные обычному уму, и волшебной силой воображения превращает неодушевленные предметы в одушевленные. Четырнадцать карт масти Жезлов описывают развитие творческого воображения, его использование для решения предоставляемых жизнью задач и трудности, которые возникают при этом процессе, а также указывают на опасность преобладания воображения над здравым смыслом; здесь мы встретим и характерные человеческие типы, в наиболее чистом виде представляющие мир воображения.

Масть Мечей соответствует превоэлементу воздуху. Невидимый воздух считался дыханием духа, постигшего замысел творения до того, как оно было проявлено. Небесные чертоги - местопребывание Зевса, верховного бога, где он формулирует свои законы и откуда руководит ходом эволюции человека. Элемент воздух символизирует сферу разума, способность абстрактно мыслить и формировать концепции, придающую жизни упорядоченную структуру и смысл. Овладение этой способностью должно предварять любой акт творения. Карты масти Мечей описывают развитие мыслительной способности, темные и светлые ее аспекты. Развитие это проходит через конфликты, ссоры и разобщенность, провоцируемые мыслями и словами, через ясность и понимание, предлагаемые умом, и прослеживается на примере характерных людских типов, воплощающих сферу разума в ее самом чистом виде.

Масть Пентаклей соответствует первоэлементу земле - веществу, из которого мы слепленыи к которому неизбежно возвращаемся. Земля - это одновременно и наше начало, и наш конец. Любое переживание, прежде чем стать доступным чувствам, воображению или духу, должно пройти через тело, то есть опыт тела первичен по отношению ко всем остальным составляющим. Пентакль - золотая монета с изображением пятиконечной звезды Гермеса, бога магии, торговли и деловых отношений, является символом денег. Но деньги сами по себе один из наиболее глубоких символов, неразрывно связанный с нашей самооценкой и с нашими жизненными ценностями. Пентакль это так же образ блюда - вместилища всего, что мы создаем. Четырнадцать карт масти Пентаклей описывают развитие способности функционировать в реальности и постепенное приспособление в течение жизни к требованиям, сложностям, разочарованиям и радостям земного мира; здесь мы также встретимся с персонажами, олицетворяющими собой материальный мир в его чистом виде.



  1. Вернуться в меню

  2. Старшие Арканы
  3. Младшие Арканы
  4. Расклады
  5. Советы

  6. Кубки
  7. Жезлы
  8. Мечи
  9. Пентакли



  10. Рейтинг@Mail.ru