На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Вепсы. Сказки народов России.


Вепсы

Вепсы - народ в России, коренное население республики Карелия, Ленинградской, Вологодской и других областей. Численность - около 6 тысяч человек по данным переписи в 2010 г. По сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).

До 1917 года вепсы официально именовались "чудью", в деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия "чухари", "кайваны", которые имели шутливо-иронический оттенок. Вепсы упоминаются в трудах арабских географов, скандинавских сагах, русских летописях. Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н.э. (остготский историк Иордан пишет о племени "вас"). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (Х в.), упоминает этноним "вису". Русские летописи с ХI века называют этот народ "весью". Под своим древним названием "весь" перечислены среди племен, призвавших в 862 году Рюрика и его братьев княжить на Русь, причем один из братьев - Синеус - отправился княжить на Белое озеро, где был воздвигнут древний вепсский город Белоозеро.

До конца XV века большинство вепсов обитало на границах Обонежской пятины Новгородской земли, а после присоединения к Московскому княжеству их включили в число государственных крестьян.

Основным занятием вепсов были пашенное земледелие, охота, рыболовство, сбор грибов и ягод. В Петровскую эпоху северных вепсов приписали к Олонецким металлургическим заводам, а оятских - к Лодейнопольской судостроительной верфи. Стало также развиваться отходничество - лесозаготовки и сплав, бурлачество на реках Свирь и Нева. На реке Оять развивался гончарный промысел. Песчаник для изготовления жерновов, точил, тротуарных плит добывали во владениях Брусненского монастыря.

Начавшаяся в XI веке христианизация вепсов проходила, как и везде в России, в приспособлении к традиционным местным верованиям, в результате чего православие сочеталось с некоторыми элементами языческих обычаев. В красном углу избы, называемом "юмалчог" - святой угол, под иконами на одной полке находились флакончики со святой водой и знахарские узелки с солью. В народной религии вепсов почитались животные, птицы, рыбы. Почитался лес - из ольхи изготавливали посохи для колдунов, которые использовались в свадебных и иных обрядах.

В связи с ранней христианизацией у вепсов сохранились лишь самые общие черты их древних пантеистических верований и эпоса. В основном вепсский фольклор сохранил значительный пласт представлений о духах, нечисти, зачастую сильно переплетённых с христианской тематикой. Лингвистические реконструкции позволяют утверждать, что верховным богом вепсского пантеона был Юму (вепс. Jumou), первоначально являвшийся богом грома, грозы и других небесных явлений. Впоследствии, как и во многих других языческих культурах, подвергшихся влиянию православия, место небесного божества у вепсов занял Илья-пророк, Юму же стало наименованием бога вообще.

Среди святителей вепсской земли особое значение имела подвижническая деятельность преподобного Александра Свирского (1448-1533), вышедшего из семьи вепсских крестьян. В густом лесу на берегу Свири святой основал православную обитель, которая ныне известна как Александро-Свирский монастырь.





  1. В раздел Детские сказки

  2. В начало раздела

  3. Глупые люди
  4. Двенадцать братьев
  5. Девочка и козочка
  6. Медведь и Маша
  7. Медведь и лиса
  8. Своевольная жена


  9. Рейтинг@Mail.ru