Маленькая библиотека всезнайки |
||
Паж ЖезловНа карте Паж Жезлов изображен мальчик лет двенадцати, с вьющимися каштановыми волосами, одетый в оранжевую тунику. Он несется по воздуху, восседая на спине златорунного овна. Внизу расстилаются желто-зеленые поля, меж которых текут ручьи. В руке у мальчика зажженный жезл, пламя его колышется на ветру. Ярко-оранжевые лучи восходящего солнца окрашивают своим сиянием весь ландшафт. Здесь, в карте Валет Жезлов, первоэлемент огонь открывает перед нами свою наиболее нежную и тонкую грань - мы видим первые ростки творческого вдохновения, которое обычно проявляется как своего рода неуспокоенность, недовольство существующими условиями. Этот аспект представлен мифологической фигурой Фрикса, знакомого нам по истории Ясона и золотого руна, которой иллюстрированы нумерованные карты масти Жезлов. С Фрикса легенда и начинается - это он спасается на златорунном овне от беды, летит за моря, в далекую страну Колхиду. В дальнейшем, однако, он не принимает участия во всей этой истории, ни явного, ни скрытого. Фрикс был сыном царя Афаманта. По велению Зевса Афамант женился на богине облаков Нефеле, сотворенной верховным богом из облака по образу и подобию Геры, и та родила ему мальчика Фрикса и девочку Геллу. Но призрачная богиня вскоре исчезла, и Афамант женился на смертной женщине по имени Ино. Ино завидовала своей предшественнице и ненавидела ее детей от этого брака, заключенного по велению небес. Она убедила женщин Орхомены - царства Афаманта - иссушить семена кукурузы, заготовленные для посева; естесственно из этих семян ничего не взошло. Тогда Афамант обратился к дельфийскому оркулу, спрашивая его о причинах бесплодия некогда плодородных нив. Коварная Ино подкупила отправившихся в Дельфы послов, и те вернулись с ложным ответом: Афамант якобы должен принести своего сына Фрикса в жертву богу Зевсу, чтобы снять "проклятие" и вернуть земле плодородие. Вот так она намеревалась освободить место наследника престола для своего собственного сына. Зевс не пожелал, чтобы его имя упоминалось в связи с мстительными замыслами коварной Ино, и послал крылатого златорунногоо барана, чтобы спасти Фрикса. Мальчик забрался на барана, усадил свою сестру позади, и они полетели на восток, направляясь в далекую Колхиду. Во время полета у Геллы закружилась голова, руки ее разжались, она упала в море и погибла, а Фрикс добрался до Колхиды и принес барана в жертву Зевсу-Избавителю. Таким образом, Фрикс является своего рода вестником, он "устанавливает декорации", предваряя появление на сцене знаменитых героев. Фрикс, Паж Жезлов, представляет собой хрупкий зародыш творческого воображения; ему трудно соответствовать требованиям повседневного мира и ладить с людьми, обладающими практическим подходом к жизни. Опасность, которой подвергается мальчик, вполне закономерна для Пажа Жезлов: фигура эта обладает большим потенциалом, первые проявления которого принимают форму раздражительности и неуспокоенности, что провоцирует других людей и вызывает проблемы в личной жизни и на работе. И все же Фрикс - невинное дитя, поэтому Зевс благоволит к нему и посылает так необходимый ему дар. Паж Жезлов обозначает зарождение новой творческой идеи, но, как и все Пажи Младших Арканов, он нуждается в заботе, опеке и покровительстве, иначе нежный маленький огонек будет растоптан либо завистью и злобой окружающих, либо собственным неверием и недалекостью. Зевс, царь богов и олицетворение огненного созидательного духа, единственный оценивает Фрикса по достоинству; поэтому прежде, чем мы сможем признать это хрупкое и нежное начало творческого самовыражения в себе, нужно установить определенный внутренний контакт с архетипическим началом, воплощаемым образом Зевса. Фрикс открывает историю, но потом исчезает, чтобы дать дорогу более яркой и сильной фигуре - герою Ясону. Это также отражает одну из граней Пажа Жезлов. Зачаточные идеи, отраженные в этой карте, порой кажутся детскими, они далеки от окончательной формы, предположим, грандиозного творческого проекта. Зачастую первоначальные замыслы уходят, сменяясь более продуманными и реальными. Но первичная активность запускает творческий процесс, и без этой смутной неуспокоенности и попыток изменить ситуацию вряд ли вообще когда-нибудь появились бы новые идеи. В этом мифе не так уж важен для нас сам характер Фрикса - мальчик еще слишком юн, чтобы сформировать характер; важна его роль предвестника и первого хранителя золотого руна, которое принадлежит Зевсу и является символом великой созидательной силы бога. Таким образом, Валет Жезлов не обязательно выдает новые идеи или проекты, гарантирующие успех, его предложения могут быть запросто отброшены как "глупые" или "фантастические". Он напоминает нам о силе воображения, намекая на то, что там, откуда пришла новая идея, их намного больше. Если Паж Жезлов появляется в раскладе, значит, пришла пора человеку раскрыть в себе творческий потенциал. Часто признаками этого могут служить неуспокоенность, смутное чувство неудовлетворенности работой, пока еще недостаточно сильное, чтобы стать стимулом к переменам, неясное ощущение, что человек может неким образом расширить свою жизнь. У фантазий, которые сопровождают такое состояние неуспокоенности, нет стремительной силы Туза Жезлов, и в конечном итоге они могут оказаться несостоятельными. Однако важно отнестись к ним серьезно, потому что ни могут открыть источник подлинного вдохновения, их нужно взрастить, а не списывать неудовлетворенность на счет "полосы неудач". |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|