Маленькая библиотека всезнайки |
||
XXII. Мир. Старшие арканыНа карте Мир изображен золотой змей, пожирающий собственный хвост. Он свернулся в форме яйца, и внутри образованной им окружности танцует странная фигурка, увенчанная лавровым венком: это наполовину мужчина, наполовину женщина, с крыльями за спиной; в обеих руках человек держит по золотому жезлу. Фоном картины служат облака. Вокруг свернувшегося кольцом змея расположено четыре предмета: чаша, меч, горящий жезл и золотой пентакль. По верованиями древних греков Мировой змей Уроборос содержит в себе качества обоих полов, сам себя оплодотворяет, сам себя насыщает, является бессмертным и целостным существом. Таким образом, он представляет собой мифический символ одновременно и Бога, и природы. Символы четырех стихий - воды, огня, воздуха и земли - отражают заложенные в новой личности возможности, которые требуют своего развития. Золотые жезлы в руках у фигурки связаны с магическим кадуцеем Гермеса и отражают способность новорожденной личности активно творить в эмоциональной, разумной, духовной и материальной сферах. Перед нами Гермафродит. Как повествует миф, это дитя Гермеса и Афродиты было рождено двуполым. Существует и другая версия, согласно которой это единство противоположностей в Гермафродите скорее приобретенное, нежели врожденное. Изначальное Гермафродит был мальчиком. Афродита, скрывая незаконнорожденного ребенка, вверила его попечению наяд горы Иды. До пятнадцати лет мальчик дикарем рос в лесах, покрывавших склоны холмов, а любмимым его занятием была охота. Однажды остановился он у берегов прозрачного озера, и, плененный водной прохладой, решил искупаться. Нимфа озера Салмакида увидела его и была очарована его красотой. Она призналась в своих чувствах, и как ни старался застенчивый юноша, ему не удалось урезонить пылкую нимфу. Салмакида обняла его и покрыла все его тело поцелуями. Юноша продолжал сопротивляться, и тогда нимфа вскричала "О Боги! Сделайте так, чтобы ничто никогда не смогло отделить его от меня и меня от него!" И тут же два тела слились в одно. Четыре предмета, окружающие изображение Гермафродита в карте Мир являются атрибутами четырех богов: Афродиты, Зевса, Афины и Посейдона. Это чаша любви, жезл творческого воображения, меч интеллекта и пентакль физической реальности. Мы снова встретимся с этими символами в Младших Арканах. Змей, окружающий Гермафродита, - древний Мировой Змей, воплощающий изначальную инстинктивную силу самой жизни, вечно пожирающий и воспроизводящий самое себя. На внутреннем уровне образ Гермафродита является переживанием целостности. Мужское и женское начала не ограничиваются различиями половых органов. Все мировые противоположности отражаются через эту полярность качеств. Двуполое существо, рожденное таким, по одной версии, и сотворенное, по другой, - символ потенциальной интеграции противоположностей внутри личности. В одном смысле, Гермафродит рожден двуполым, то есть потенциал к этой интеграции заложен внутри нас. Но в другом смысле, Гермафродит сотворен таким, потому что разнообразный опыт всего путешествияи Старших Арканов в конце концов приводит его к целостности. Качества материнской заботы и отцовской этики, интуиция и физическое выражение, разум и чувства, общение и одиночество, конфликт и гармония, дух и тело - все эти воюющие противоположности объединены в карте Мир и гармонично уживаются внутри великого Круга Мирового Змея - символа неисчерпаемой жизни. Символ целостности, как он изображен на карте Мир - скорее, идеальная цель, чем нечто реально достижимое. Мы люди, и поэтому несовершенны, божественная гармония для нас недосягаема. Но мы можем соприкоснуться с этим состоянием, когда наступает внутренний покой, то есть когда две воюющие половины нашего существа наконец пришли к мирному соглашению. Обычно, сталкиваясь с этими противоположностями в окружающем мире или внутри себя, мы отрицаем существование конфликта, частично подавляя его и отбрасывая в подземный мир подсознания. Или мы проецируем свою неудовлетворенность на другого человека, на внешний мир и тратим энергию, сражаясь с тем, что на самом деле находится внутри нас. Двойственность - часть человеческой природы, однако у многих ли из нас хватает смелости признать эту двойственность? Человек - создание сложное и загадочное, и путешествие Дурака на самом деле является поиском своего истинного существа, слиянием сознательной и подсознательное его половины. Карта Мир - последняя карта Старших Арканов и конец путешествия Дурака. Но в ней присутствует также образ яйца, а это означает, что в ней заложены зачатки нового путешествия. Поэтому, как только возникает чувство, что мы достигли цели и успокоились, появляется новая задача, и мы вновь пускаемся в древнее путешествие по спирали. Мы продолжаем расти и изменяться, продвигаясь к состоянию Гермафродита, символа целостности, до которого нам порой недостает лишь самой малости. Появление в раскладе карты Мир возвещает о том, что наступил период интеграции. Пришло время триумфа - будет удачно завершено дело или достигнута цель, на которую было затрачено много сил. Но с этой вершины открываются еще неизведанные манящие горизонты, и танцующий Гермафродит становится зародышем, который впоследствии выйдет на свет из пещеры в образе Дурака. Великий цикл Старших Арканов заканчивается там же, где и начинается, и Гермафродит, - непроявленный потенциал личности - рождается в образе Дурака. Так, подобно заглатывающему свой хвост Мировому Змею, круг жизни, совершив полный оборот, подходит к концу. |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|