Маленькая библиотека всезнайки |
||
XVII. Башня. Старшие арканыНа карте Башня изображено каменное здание, воздвигнутое на высокой скале посреди моря. Могущественная грозная фигура, увенчанная золотой короной, поднимается из глубины вод. Каштановые волосы Посейдона оплетают водоросли, меж бушующими волнами виден рыбий хвост. Бог потрясает трезубцем, направленным на здание. В башню ударяет молния и оно рушится. Сгущаются зловещие черные тучи, бурлящее море озаряется красными отблесками грозы. Трезубец - символ власти Посейдона, по форме близок к лунному серпу, а это означает, что в сферу владений этого бога входит царство инстинктов и ночи. Явление бога из морской пучины - это поднятие из глубин подсознания мощной инстинктивной силы, сознательные попытки подавить которую тщетны. Хотя Посейдон - земное божество, он изображен с рыбьим хвостом. Это значит, что он ближе к холоднокровным морским обитателям - существам из древнего мира инстинктов, которым нет дела до человеческой жизни. Перед нами знаменитый Лабиринт царя Миноса, разрушаемый землетрясением, и разгневанный бог Посейдон, восставший из морских глубин, чтобы свергнуть царство Миноса. В мифе повествуется о том, что Минос был богатым и могущественным царем Крита. Могуществом этим наделил его Посейдон, бог океанских глубин и колебатель земли, который согласился сделать Миноса властелином морей при условии, что тот принесет богу в жертву прекрасного белого быка. Но царь не захотел расставаться с быком. Он запрятал его в середину стада, а в жертву принес другого быка, поменьше, тем самым нарушив уговор. Разгневался Посейдон, видя такое неуважение, решил покарать Миноса и призвал на помощь богиню любви Афродиту. Афродита наслала на жену Миноса Пасифаю страсть к белому быку. Царица подкупила дворцового скульптора Дедала, чтобы тот смастерил для нее полую деревянную корову. Пасифая вошла в корову, бык совокупился с Пасифаей, и от этого союза царицы и зверя родился Минотавр, позор Миноса, ужасное чудовище с туловищем человека и головой быка, которое питалось человеческой плотью. Ужаснулся царь и поспешил запрятать чудовище подальше, в огромный каменный лабиринт, в который выстроил по его приказу Дедал. Но эта постыдная тайна не могла оставаться навечно сокрытой от мира. С помощью дочери Миноса Ариадны герой Тесей, сын Посейдона, убил Минотавра, и в этот самый момент гневный Посейдон поднялся со своего морского ложа, чтобы разрушить Лабиринт. Землетрясение не оставило от здания камня на камне. Под его обломками был погребен убитый Минотавр, а все пленники, предназначенные на съедение чудовищу, были освобождены. Тесея провозгласили царем Крита, наступила новая эра, а Лабиринт больше не восстанавливали. На внутреннем уровне Башня, крушимая богом, - образ разрушения старых форм. Башня - единственное из всех образов Старших Арканов творение человеческих рук. Она символизирует возводимые нами конструкции, как внешние, так и внутренние, в которых мы укрываемся от жизни или, подобно Миносу, прячем от других свои неприглядные стороны. Башня также является символом принятых в обществе условностей, фасадов, за которыми мы учимся скрывать живущего внутри зверя. Затем мы используем свою профессию, безупречные рекомендации, связи уважаемыми учреждениями и компаниями, тщательно выверенные социальные роли, самые вежливые улыбки и семейную мораль, чтобы ни в коем случае не выпустить наружу постыдный секрет, узнанный Дураком в подземном мире через карту Дьявол. Башня - сооружение из фальшивых или устаревших ценностей, чужих взглядов на жизнь, которые мы "надеваем" на себя, словно эффектный костюм ради того, чтобы поразить аудиторию. Образ Башни также отражает постройки, возводимые нами в материальном мире из стремления доказать собственную полноценность. Встреча Дурака с великим богом Паном в центре внутреннего Лабиринта меняет его. Он становится более смиренным, более цельным, и более реальным. Эта перемена неизбежно отразится на происходящих во внешней жизни событиях. Открывая какой либо из тайников подсознания, мы меняем свое отношение к жизни, и как только это происходит, становится другим и выбранный нами образ жизни. Одна из причин, по которой человек боится заглядывать внутрь себя - смутное осознание того, что, обнаружив свою подлинную пририоду, он больше не сможет притворятся. Встреча с Дьяволом лицом к лицу пробуждает глубокую цельность, и от этого Башня, здание, представляющее ценности прошлого, должно рухнуть. Дурак видит, где, в какой точке пути он предал свое истинное "я", и шок от этого сродни удару трезубца Посейдона: разрушаются оборонительные сооружения и высвобождаются те част нашего существа, которые были порабощены. Минотавр во многом схож с Дьяволом, поскольку оба они - образы связанной с телом постыдной тайны - животной сексуальности, которую нужно прятать даже от самих себя, если мы хотим выглядеть невинными и "хорошими" в глазах общества. Карта, Башня, выпадая в раскладе, предвещает разрушение устоявшихся форм. Насколько сложным и болезненным окажется ожидающий нас опыт, как и в случае с картами Смерть и Дьявол, во многом зависит от отношения к ситуации конкретного человека. Волевые усилия пробиться через притворство и ограниченность условностями могут принести немалые муки. Очевидно, более разумно будет разобраться, в чем причина привязанности к фальшивым ценностям и почему человек допускает неискренность по отношению к самому себе. Но Башня упадет в любом случае, хотим мы того или нет, и не по указанию некой злой внешней силы, а потому что нечто в человеке достигло точки кипения, и он больше не может существовать в пределах ложных ограничений. |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|