Маленькая библиотека всезнайки |
||
XIV. Повешенный. Старшие арканыНа карте Повешенный изображен мужчина средних лет с курчавыми каштановыми волосами и бородой. Из одежды на нем только набедренная повязка. Он прикован за ногу к голому отвесному утесу. Несмотря на мучительность позы, на лице его сохраняется безмятежное выражение. Вдалеке виднеются темные обрывистые скалы. Кровавые отблески заходящего солнца высвечивают силуэт мужчины. Над утесом кружит орел. Поза Прометея свидетельствует о том, что ситуация больше неподвластна контролю головы - рационального ума. Как и заходящее солнце, этот образ символизирует спускание духа в темноту бессознательного. Заходящее солнце символизирует угасание света сознания и воли. Орел Зевса терзал Прометея, выклевывая ему печень, а печень у древних греков считалась символом духа и надежды. То есть, страдания Прометея - образ потери веры. В мистических учениях это состояние называется "затемнение души", когда человек может только ждать, не зная, чем же закончится его ожидание. Перед нами Прометей, титан, нарушивший закон Зевса, похитивший божественный огонь и подаривший его людям, зная, что за это постигнет его жестокая кара. Имя Прометей означает "провидец" - титан был наделен даром предвидения. Также в мифах говорится, что он создал людей из земли, омочив ее собственными слезами, а Афина вдохнула жизнь в его творения. Поэтому Прометей питал глубокую симпатию к роду людскому - ведь он был его создателем. Зевс, утверждая свою божественную власть, не давал людям огня. А без огня человек был обречен жить как звери: питаться сырым мясом и укрываться в пещерах, и не было бы на земле ни прогресса, ни просвещения. Прометей взял тлеющие угли священного огня из кузницы Гефеста, спрятал их в полном стебле фенхеля и отнес на землю. Разгневанный кражей Зевс решил наслать наводнение, чтобы уничтожить весь род людской. Не только гордость его была уязвлена, но опасался Зевс, что, владея огнем, человек попытается стать равным богам. Прометей успел предупредить о грозящей катастрофе своего сына Девкалиона, и тот построил ковчег и укрылся в нем со своей женой Пиррой. Девять дней и ночей длилось наводнение, девять дней и ночей носило по волнам ковчег. А на десятый день, когда воды схлынули, Девкалион выбрался из своего укрытия и принес жертву Зевсу. Зевс, тронутый его благочестием, согласился исполнить просьбу Девкалиона и вновь населить землю людьми. Но Прометею не суждено было избежать наказания. Как он и предвидел, по приказу Зевса его схватили и приковали несокрушимыми цепями к высокому утесу в Кавказских горах. Каждый день прилетел орел и пожирал печень Прометея, каждую ночь раны заживали, вырастала новая печень, и пытка продолжалась. Через тридцать лет Зевс позволил Гераклу освободить Прометея. Геракл поразил орла своей стрелой и разбил оковы пленника. Прометей стал бессмертным, а благодарное человечество, славя своего благодетеля, воздвигло ему алтари, и в память о кольце, которым Прометей был прикован к скале, люди впервые надели кольца. На внутреннем уровне Прометей, Повешенный - образ добровольной жертвы во имя великой цели. Жертвой может стать как что-то внешнее, так и отказ от каких-то своих взглядов, и приносится она всегда добровольно и с полным принятием возможных страданий. В карте Колесо Судьбы Дурак переживает внезапные удары судьбы, вызывающие далеко идущие последствия. Но на перемены в жизни мы, как и Дурак, можем отреагировать по-разному. Некоторые не могут принять их и цепляются за безвозвратно утраченное прошлое. Другие ожесточаются и винят во всем жизнь, Бога, общество или другого человека. Образ Прометея - символ той части нашего существа, которая предвидит подобные перемены и понимает их необходимость для разворачивания некоего внутреннего замысла, еще не вполне очевидного. Образ титана - символ добровольного подчинения той мистической внутренней силе, действие которой приводит к повороту Колеса Судьбы. Прометей, Повешенный, готов принять полное неизвестности ожидание во тьме. Он терзаем волнениями и страхом оттого, что жертва его может оказаться напрасной, но все же на лице его умиротворенность. И мукам его настает конец. Изменился он сам, изменились и его отношения с богами - ему даровано бессмертие. Образ Прометея можно трактовать как отказ от сознательного контроля ради того, чтобы могло проявиться новое, более глубокое ощущение жизни. Поскольку Прометей - создатель человека, его самого можно отождествлять с человеком. Он своего рода дух-провидец внутри нас, взгляду которого открыты широкие горизонты; он решительно отбрасывает все, что ранее считалось священным, ради достижения более высокого уровня сознания. В результате Прометей сначала становится уязвимым - ведь если мы готовы принести такую жертву, основываясь только на доверии к высшей силе, тогда мы открываемся жизни, а жизнь может больно ударить. Но снятие всех щитов, одиночество и сомнения - это цена, которую, по-видимому, необходимо заплатить за новый опыт - глубокое переживание силы, поддерживающей нас даже тогда, когда все опоры отброшены. Именно это в религии называется истинной верой, и обрести ее можно только полностью открывшись жизни. Карта Повешенный - естественное следствие поворота Колеса Судьбы. Здесь уже присутствует готовность довериться Другому Я, которому лучше, чем нашему эго известно, что необходимо нам для развития. Прометей, Повешенный, появляясь в раскладе, указывает на необходимость добровольно принести в жертву малое ради большего. Это может быть и сдача крепости, в которой мы вели безопасное существование, ради того, чтобы расчистить место для проявления новых возможностей. Требуется отказаться от старых взглядов, например, пожертвовать бережно лелеемой идеей интеллектуального превосходства или заботливо взращенным чувством ненависти до гроба, или же отказаться от упрямого преследования какой-либо недостижимой фантазии. Так, на поворот Колеса Судьбы Дурак отвечает своей готовностью довериться невидимой подсознательной силе и ждет, зачастую со страхом и волнением, прихода нового, изменения качества жизни. |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|