Маленькая библиотека всезнайки |
||
XI. Сила. Старшие арканыНа карте Сила изображен мускулистый, крепкого сложения мужчина с вьющимися каштановыми волосами, всю одежду которого составляет красная набедренная повязка. Мы застаем его в момент жестокой схватки со львом. Сильные руки уже обхватывают горло зверя, еще мгновение... и мужчина побеждает. Каменные своды темной пещеры нависают над человеком и зверем. Сквозь выход пещеры виднеются далекие безжизненные холмы. Льва можно победить только голыми руками. Здесь не поможет никакое оружие, человек полагается только на свою силу. Темнота пещеры сродни тьме подсознательного, где, скрытые от обычного сознания, гнездятся примитивные инстинкты. Кроваво-красный цвет повязки - цвет Ареса, с которым мы встречались в карте Колесница. Присутствие его в одежде означает, что Геракл уже умеет обуздывать свою агрессию и направлять ее на созидательные цели. Перед нами великий воин Геракл, известный у римлян как Геркулес - непобедимый герой мифов. Он - сын Зевса, царя богов, от смертной женщины Алкмены. Жена Зевса Гера, как обычно, ревнуя неверного мужа, стала преследовать ребенка, рожденного от его внебрачных похождений. Ужасные страдания довелось пережить герою. Гера наслала на него безумие. У Геракла помутился рассудок, и в припадке неистовства он убил свою жену и детей. Когда приступ безумия прошел, Геракл обратился к богам, моля их дать какое-нибудь поручение, чтобы он мог искупить вину за свое невольное преступление. Дельфийский оракул повелел ему поступить на двенадцать лет в услужение злобному царю Эврисфею, любимцу Геры, и исполнять самую тяжкую работу. Так герой добровольно обрек себя на служение коварной богине, истинной виновнице его преступления. Первым делом царь Эврисфей повелел герою убить немейского льва - это поручение стало первым из знаменитых Двенадцати подвигов Геракла. Лев, обитавший неподалеку от города Немеи, был чудовищной величины, и шкуру его не брали ни железо, ни бронза, ни камень. Он уничтожил все живое в округе, и поэтому население в страхе бежало оттуда. Некому было указать Гераклу логово зверя. После долгих поисков герой, наконец, отыскал льва. На нем еще не высохла свежая кровь - следы дневной охоты. Геракл натянул тетиву своего лука и выпустил в зверя одну за другой три стрелы. Но стрелы отскочили от толстой шкуры, не причинив льву вреда. Затем герой пустил в ход меч, но меч погнулся, потом палицу, но палица раскололась о мощный череп льва. Тогда Геракл завалил камнями один выход из пещеры, в которой укрылся зверь, а сам вполз через второй. Зверь откусил ему палец, но Гераклу удалось схватить льва за шею и задушить голыми руками. Он содрал с мертвого льва шкуру, воспользовавшись вместо ножа его же острым, как бритва, когтем. Шкуру Геракл носил потом вместо доспехов, шлемом же ему служила голова зверя. Благодаря этим доспехам он стал столь же неуязвим, как и сам немейский лев. На внутреннем уровне образ Геракла, сражающегося с немейским львом, - это отражение борьбы животного и человеческого начал. Зверь, живущий внутри нас, могуч и жесток, но это его жизненная сила ведет нас сквозь все преграды. Своенравные кони в карте Колесница столь же неистовы, но лев - зверь особый, через его образ проявляется другой аспект человеческой психики. В мифах лев всегда ассоциируется с царской властью, даже когда несет разрушение. Царь зверей - образ дикого и примитивного эгоцентрического начала в индивидуальном. Немейский лев - не только злое чудовище, а еще и обладатель волшебной шкуры, приносящей неуязвимость ее владельцу. Эта неуязвимость связана с устойчивым ощущением себя как чего-то неизменного. Когда мы надеваем шкуру убитого нами льва, мнения других - великих авторитетов, вгоняющих такой страх в сердца робких - значит очень мало, ибо мы знаем себе цену и надежно ограждены нерушимым чувством "эго". Но сколь бы заманчивым ни было могущество льва, по своей сути это лютый и свирепый зверь. Если он вырывается на волю, то ведущим мотивом человека становится "сначала я". Такой человек, не задумываясь, сокрушит на своем пути все, что мешает ему поступать по-своему. Ярость - одно из проявлений этого побуждения; не здоровая злость, необходимая в некоторых ситуациях, а буйная вспышка гнева с пеной у рта в случае, если мы не получаем того, чего хотим. Неукротимое тщеславие - еще одно его проявление; не самоуважение, а напыщенное и раздутое самомнение, из-за которого мы становимся жестокими и безжалостными по отношению к тем, от кого зависим, или тем, кто отнимет у нас славу. Лев во многом похож на капризного ребенка, требующего, чтобы мир вращался вокруг него; если этого не происходит, он в слепой злобе разрушает все, что в переводе на язык психологии означает поставить жизненную энергию зверя на службу сознательной и ответственной личности. Борьба Геракла со львом не сводится к убийству; это своего рода преобразование: подчинение зверинной мощи человеческому началу. Здесь заложена двойственность карты Сила - Геракл мог бы просто уничтожить зверя, без всякой пользы для себя. Негативная сторона образа Геракла представляет тот род силы, действие которой подавляет все инстинкты без преобразования и оставляет от человека прочную, но пустую скорлупу; внутри этой скорлупы живет душа, не знающая ни страстей, ни ярости, ни самой себя. Появление карты Сила в раскладе указывает на ситуацию, в которой столкновение со зверем, живущим внутри, неизбежно. Однако желательно творчески подойти к использованию силы собственной ярости, а также не защикливаться на бессмысленном самолюбовании. Необходимы смелость, сила и самодисциплина, чтобы справиться с ситуацией. Благодаря подобному опыту мы не только сталкиваемся со зверем, но также можем установить контакт с той частью нашего существа, Гераклом, который способен укротить этого зверя. Так Дурак, развив в должной мере разум и чувства, теперь учится справляться с собственным эгоизмом, выходя из этой схватки более уверенным в себе и честным по отношению к другим. Появление карты Умеренность в раскладе означает необходимость притока свежих чувств во взаимоотношения. Ирида располагает к гармоничному сотрудничеству, результатом которого могут стать крепкая дружба или счастливый брак. Сейчас нам необходимо научить свое сердце равновесию, в то же время нам мягко напоминают, что Дурак не может навечно оставаться даже с прекрасной Иридой, и должен перейти к следующему Нравственному Уроку. |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|