Маленькая библиотека всезнайки |
||
X. Умеренность. Старшие арканыНа карте Умеренность изображена прекрасная черноволосая девушка, облаченная в радужные одежды. Крылья за ее спиной переливаются множеством оттенков. Одной ногой она стоит в прозрачном ручье, второй - на сухой земле. По берегам реки растут лиловые ирисы. На голубом небе сияет радуга. В руках у девушки две чаши: одна золотая, другая - серебряная; она переливает воду из одной чаши в другую. Сквозь уходящие тучи проглядывает Солнце и вспыхивает Радуга - как мост, протянутый между небесами и землей; радуга символизирует начало новых и возобновление старых взаимоотношений. Золотая и серебряная чаши символизируют солнце и луну, мужское и женское, сознание и подсознание, соединяемые потоком чувств. Опорой Ириде служат и вода, и земля, что отражает ее способность объединять в человеке противоположности. Мы видим Ириду, богиню радуги и посланницу Геры, царицы богов. Ирида - женский аналог Гермеса, посыльного Зевса. Она любима как богами, так и смертными за свой добрый и кроткий нрав. Когда Гера и Зевс желали объявить свою волю людям, Ирида в мгновение ока переносилась на землю, где она либо принимала человеческий облик, либо являлась в своем божественном обличье - в виде прекрасной крылатой девушки. Крылья ее рассекали воздух, и в скорости не уступала она своему супругу Зефиру, западному ветру. А иной раз она соскальзывала по радуге, соединяющей небо и землю. И сквозь водную стихию проносилась она с той же легкостью. Даже подземное царство распахнулось перед ней, когда по велению Зевса она отправилась наполнить свою золотую чашу водами реки Стикс - водами этой реки клянутся Бессмертные, принося страшные клятвы. Богов, возвращающихся на Олимп из дальних странствий, первой встречала Ирида. Она выпрягала коней из колесниц и поила путешественников нектаром и амброзией. Ирида не только передавала волю Геры, но и помогала богине воплощать ее мстительные замыслы. Однако гораздо чаще в ее лице и боги, и люди находят поддержку и заботу. Она готовит Гере ванны, прислуживает ей, и днем, и ночью стоит у трона своей повелительницы. По одной из версий, это Ирида, а не Афродита родила Эроса, бога любви. На внутреннем уровне Ирида, богиня радуги, является образом второго из качеств или способностей, которым должен научиться Дурак, чтобы сформировать устойчивую личность, - эмоциональной уравновешенности. Если Афина, воплощение Справедливости, объективна и беспристрастна, Ирида, воплощение Умеренности, добра и милосердна. Однако ее сострадательность вовсе не проявление жалостливой чувствительности. Качества, воплощаемые Иридой, относятся к истинной функции чувств, а не к тому, что мы называем эмоцией; эмоция - это инстинктивная реакция на ситуацию, в то время как чувство - активная способность разумного выбора. Функция чувств - постоянное наведение мостов между противоположностями, тонкое ощущение требований конкретной ситуации для гармоничного развития взаимоотношений. Так Ирида без конца переливает воду из одной чаши в другую, потому что чувство должно течь непрерывно и обновляться согласно требованиям каждого момента. Если необходимые этические правила Афины статичны и универсальны, то для того рода гармонии, который представляет собой Ирида, требуется постоянное приспосабливание, и не всегда это хорошо. Она может быть и заботливой помощницей, и послушным орудием мести Геры. Но все же Ирида воплощает собой скорее женский идеал гармонии, и, каким бы изменчивым ни был поток чувств, - пусть даже это будет ярость, приводящая к столкновению, - конечной целью остаются сотрудничество, гармония и улучшение взаимоотношений. Обычно чувства не считаются функцией разума, как, например, мысль. И все же две карты, Справедливость и Умеренность одновременно противоположны, и дополняют друг друга. Афина и Ирида - два противоположных образа, одна служит Отцу, из головы которого она появилась, другая - Матери, одна отстаивает абстрактную истину даже в ущерб чувствам, другая защищает индивидуальные чувства даже в ущерб абстрактной истине. Хотя ни в одном мифе не упоминается, что эти богини враждуют между собой - так как у Ириды нет врагов, - внутри нас они все же могут стать врагами, поскольку зачастую ими предлагаются различные решения одной и той же проблемы. Принять ли решение, основываясь на рациональном подходе, или же для сохранения взаимоотношений больше подходят веления чувств? Два этих образа следуют в Старших Арканах друг за другом; это предполагает, что Дурак, которым по существу каждый из нас является, должен интегрировать в себе качества обеих. Так, научившись благодаря Афине ясно мыслить, Дурак встречает Ириду, и должен теперь научиться с уважением относиться к чувствам, а также отличать подлинные чувства от необузданных эмоций и лицемерной сентиментальности. Но даже Ирида оказывается двойственной фигурой. Постоянная готовность поступиться своими чувствами ради сохранения взаимоотношений приводит к застою. Обсуждать становится нечего, нет волнующих тем для разговоров, отсутствуют конфликты, преодоление которых могло бы привести к внутреннему росту - всюду царит видимая гармония. В таком состоянии нет места для расставаний, поскольку расставания угрожают одиночеством, а Ирида, которая является подругой как богам, так и смертным и функционирует на всех уровнях жизни, все же должна всегда преданно служить кому-то и отдельно, сама по себе, существовать не может. Так, Умеренность без Справедливости превращается в застой, где не дозволяются перемены, и разум задыхается от обыкновенной скуки. Появление карты Умеренность в раскладе означает необходимость притока свежих чувств во взаимоотношения. Ирида располагает к гармоничному сотрудничеству, результатом которого могут стать крепкая дружба или счастливый брак. Сейчас нам необходимо научить свое сердце равновесию, в то же время нам мягко напоминают, что Дурак не может навечно оставаться даже с прекрасной Иридой, и должен перейти к следующему Нравственному Уроку. |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|