Маленькая библиотека всезнайки |
||
VII. Влюбленные. Старшие арканыНа карте Влюбленные изображен прекрасный, пышущий здоровьем молодой человек со светлыми волосами. На нем простое пастушечье одеяние, в правой руке - посох. В левой - золотое яблоко. Перед ним выстроились в ряд три женщины. Это состязание в красоте, и золотое яблоко будет вручено победительнице. Слева стоит уже зрелая женщина, под стать ее царственно-величавой осанке и пурпурный наряд, голова ее увенчана золотой диадемой. Она предлагает юноже земной шар. Черноволосая женщина в центре молода и соблазнительна. Прозрачная розовая накидка больше подчеркивает, чем скрывает ее прелести. Она предлагает юноше золотую чашу. Женщина справа - строга и целомудренна, она в полном боевом облачении. Ее светлые волосы наполовину скрыты под боевым шлемом. Она предлагает юноше меч. Позади четырех участников действа простирается холмистая равнина, покрытая сочной зеленой травой. Богиня Гера, супруга и выразительница воли Зевса, предлагает юноше земной шар, который символизирует власть над миром и этические принципы Зевса, Императора. Богиня Афродита предлагает чашу любви; Чаша является символом взаимоотношений. Афина предлагает юноше меч, который символизирует остроту ума, проницательность и решительность - качества, характерные для сферы разума. Перед нами сын троянского царя Парис, которому Зевс поручил рассудить спор - кто из трех богинь прекраснее: Гера, Афродита или Афина. Когда родился Парис, прорицатель возвестил, что однажды он станет виновником гибели Трои, царства своего отца. Царь Трои Приам приказал отнести мальчика на высокий холм и бросить там в лесной чаще, но над ребенком сжалился добрый пастух и спас его. Парис вырос среди пастухов, возмужал и стал необычайно прекрасным и храбрым юношей, с легкостью покорявшим женские сердца. Когда на горе Олимп разгорелась ссора между Герой (верховной богиней), Афродитой (богиней чувственной любви) и Афиной (богиней справедливости) о том, кто из них прекраснее, Зевс решил, что Парис, с его богатым и разнообразным опытом общения с женщинами, лучше всех подойдет на роль судьи в этом споре. Известить юношу об оказанной ему верховным богом чести, кстати сказать, довольно сомнительной, был отправлен Гермес. Разумеется, поначалу Парис отказался, слишком хорошо понимая, что какую бы из трех богинь он не выбрал, остальные две никогда не простят ему обиды. Но Гермес пригрозил ему гневом Зевса. Тогда Парис предложил разделить яблоко на три части, поскольку никак не мог определить, кто же среди трех лучезарных богинь прекраснее. Однако Гермеса это предложение тоже не удовлетворило. И богини выстроились перед юношей. Гера в обмен на первенство в состязании предложила ему править всем миром. Афина предложила сделать его самым могущественным и справедливым воином. Афродита просто распахнула свои одежды и протянула юноше чашу любви, пообещав ему в жены красивейшую из женщин в мире. Исход спора был предрешен. Парис, молодой человек с еще не устоявшимися внутренними ценностями, не колеблясь выбрал Афродиту. А обещанной наградой оказалась прекрасная Елена, в то время, впрочем, уже являвшейся женой царя Спарты. Гера с Афиной улыбнулись и пообещали не держать зла на Париса. Взяв друг друга под руку, они удалились, замышляя по дороге, каким способом им лучше погубить Трою. Так был подожжен костер Троянской войны, которую начал разгневанный спартанский царь Менелай, муж Елены, по воле Афродиты сделавшийся рогоносцем. В результате город Троя был сожжен дотла, а его правители уничтожены. На внутреннем уровне Суд Париса, каким он представлен в мифе, - это прообраз первого испытания на зрелость - проблема выбора в любви. Дело даже не в том, чтобы выбрать одного человека из двух, сколько в проверке сформировавшихся жизненных ценностей - ведь наш выбор отражает направленность нашего движения, идеал, к которому мы стремимся. Парис молод, и его движущей силой являются сексуальные потребности, поэтому он не может принять взвешенное решение. Выбор его определяется его желаниями, а не им самим. Суть проблемы в том, чтобы научиться проводить различие между свободной волей и подчинением инстинктам. Последствия этого выбора колоссальны, потому что они сказываются на всех уровнях жизни. Парис в своем решении опирался на инстинкты, что в конце концов привело к Троянской войне. Не то, чтобы он сделал "неверный" выбор; просто он еще не до конца отдает себе отчет в своих действиях и, увлеченный эротическим призывом Афродиты, не может трезво оценить последствия похищения чужой жены. Также он еще не в достаточной степени познал самого себя, чтобы уяснить, равно ли важны для него мирская власть и первенство среди воинов. От Париса требуется разрешить спор; точно так же и жизнь предоставляет нам испытания, к которым мы еще недостаточно подготовлены, и в этом смысле "ошибка" Париса необходима и неизбежна. Влечение к другому человеку стимулирует развитие индивидуальных ценностей. Мы совершаем выбор, оказывающий влияние на всю нашу последующую судьбу, он может привести к неурядицам и конфликтам, но через этот выбор лежит дорога к самопознанию. Подобной ситуации избежать нельзя, поскольку она архетипична. Парис - образ той части нашего существа, которая ведома неконтролируемой потребностью в удовлетворении своих желаний и пока не видит того, что каждый шаг имеет последствия, и за эти последствия нам в конце концов придется отвечать. Не пройдя испытания огнем, нам не понять, что мы сами создаем собственное будущее. И вместо того, чтобы признаться в отсутствии здравомыслия и трезвой оценки ситуации, мы предпочитаем сваливать ответственность за свои проблемы на судьбу, случай или другого человека. Когда карта Влюбленные выпадает в раскладе, она говорит о необходимости того, что придется принимать некое решение, обычно в области отношений между мужчиной и женщиной. Дурак, узнав о своей двойственной природе, теперь должен подвергнуть испытанию выработанные им ценности. Иногда это означает, что человек столкнется с ситуацией любовного треугольника, или с проблемой слишком поспешного вступления в брак, или же ему придется выбирать между любовью и карьерой. Карта предупреждает о том, что необходимо взвешенно подходить к принятию решений, учитывая все последствия, а не следовать слепо своим инстинктам, как Парис, чтобы не возникло еще больших осложнений. |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|