Маленькая библиотека всезнайки |
||
III. Императрица. Старшие арканыНа карте Императрица изображена прекрасная земная женщина с густыми развевающимися каштановыми волосами, стоящая посреди поля созревающего ячменя. Видно, что она беременна. Платье ее соткано из цветов и растений, увито по низу зелеными ветвями. Шею украшает ожерелье из двенадцати драгоценных камней, на голове - диадема в форме замка с башнями. За ее спиной - плодородные поля и река с водопадом. Водопад символизирует поток чувств плодородного мира Деметры. В ее ведении находятся обряды бракосочетания, она же благословляет плоды брачных союзов. Диадема в виде замка с башнями на голове Деметры указывает на то, что от нее исходит стремление строить надежные дома из камня и дерева - основу уютной и мирной жизни. Ожерелье из 12 камней символизирует двенадцать месяцев года. Как владычице природы, Деметре подвластны циклическая смена времен года и космические законы. Мы встречаемся с великой богиней Деметрой, Матерью Земли, владычицей природы и защитницей малых беспомощных тварей. Как говорят древнегреческие мифы, с благословения Деметры вызревает золотистое зерно на полях, и в конце лета люди благодарят ее за щедрость земли. Деметра управляет сменой времен года и жизненным циклом всего живого - поэтому на ней платье из живых цветов. Она покровительствует беременности и рождению новой жизни, благословляет брачные союзы как средство продолжения жизни. Деметра - матриархальная богиня, образ силы самой земли, которой не требуется духовной поддержки небес. Считается, что это она научила мужчин возделывать землю, а женщин - молоть зерно и печь хлеб. Деметра с дочерью Персефоной вели спокойную жизнь, вдали от мирских бурь и невзгод. Но однажды в эту счастливую мирную жизнь вторглость несчастье. Персефона ушла на прогулку и не вернулась. Терзаемая страданиями Деметра повсюду искала дочь, но Персефона исчезла без следа. После долгих лет бесплодных странствий до нее дошла весть о судьбе Персефоны. Оказывается, Аид, темный повелитель подземного царства возжелал овладеть прекрасной девственницей. Разверзлась земля, выехала оттуда колесница Аида, влекомая парой черных коней, схватил Аид Персефону и умчал в свое царство. Деметра в гневе перестала заботиться о плодородии Земли и отказалась вернуть ей былое изобилие. Она не могла принять утраты, несмотря на то, что Персефона по собственному желанию отведала гранат - плод подземного царства - и сам Аид обращался с ней достойно и сделал своей женой. Человечеству грозила гибель от голода. В конце концов, благодаря вмешательству хитроумного и всевидящего Гермеса, был найден компромисс. В течение девяти месяцев в году Персефоне позволялось жить с матерью, но оставшиеся три месяца она должна была проводить в темном царстве со своим мужем. Деметра так и не смирилась с этим решением. Каждый год, когда дочь покидает ее, Матерь Земли предается скорби. Земля становится холодной и безжизненной. Но каждый год, когда Персефона возвращается, вновь наступает весна. На внутреннем уровне образ Деметры, Императрицы, отражает опыт материнства. Он включает не только физический процесс беременности, рождения и воспитания маленького и беспомощного дитяти. Это так же осознание безусловной ценности физического тела, переживание себя неотъемлемой частью природы, радость видеть, слышать, ощущать вкус, счастье оттого, что просто живешь. Без Великой Матери внутри нас мы ничто, без нее не смог бы воплотиться ни один из наших замыслов, потому что именно из источников ее безграничного терпения черпаем мы смирение ждать, пока не настанет пора действовать. Опыт общения с Матерью оставляет в ребенке чувство защищенности и доверия жизни, так же и образ Императрицы связан с внутренним ощущением защищенности и уверенности в сегодняшнем дне. Она мудра, но мудрость эта не имеет отношения к разуму. Это природная мудрость, сознающая цикличность жизни, знающая, что все созревает в свое время. Но, как и у всех образов колоды Таро, у Деметры есть темная сторона. Подчинение только природе означает застой духа, апатию и тупость, подавляющую возможность перемен. Деметра - не только Добрая Мать, она еще и Скорбящая Мать, которая не может отпустить свое дитя и мстит за любое вторжение в ее размеренное, почти райское существование. Эта Скорбящая Мать наполнена горечью и обидой, потому что жизнь требует перемен и расставаний, и с чем-то приходится прощаться навсегда. Поэтому, когда Дурак в своем архетипическом путешествии встречает Императрицу, он сталкивается лицом к лицу с темными и светлыми сторонами своей собственной инстинктивной натуры. Появление Императрицы в раскладе указывает на начало более приземленной фазы жизни. Возможно вступление в брак или рождение ребенка, либо рождение произведения искусства, потому что его создание тоже требует терпения и заботы Великой Матери. Через эту карту мы входим в сферу телесных потребностей и инстинктов. В мирном спокойствии здесь рождается жизнь, но одновременно, здешний застой жизнь удушает. Так Дурак, дитя небес, обнаруживает, что он живет в физическом теле, и что он является творением не только духа, но и земли. |
|
|
2010 г. Книжный Червь
|