На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Юкагиры

Юкагиры - народ в России, коренное население республики Саха (Якутия). Юкагиры обитают в верховьях и устье реки Колымы, на берегах рек Яны и Индигирки. Численность - 1600 человек. Самоназвание "одул, вадул" означает "могучий, сильный".

Юкагиры занимались оленеводством, охотой на дикого оленя, лося и горного барана, рыболовством. Летом передвигались на оленях, зимой - на нартах с оленьей упряжкой. По воде передвигались на берестяных, долбленых или дощатых лодках, по снегу - на подшитых шкурами лыжах. Жилищем служила ураса - конический шалаш из тонких бревен, покрытый оленьими шкурами либо полотнищами бересты.

Одежда юкагир была традиционной для северного народа. Мужчины и женщины носили распашные кафтаны, пришивая к ним длинные "хвосты" из шкур: у мужчин - раздвоенные сзади, у женщин - по бокам. Под кафтан надевали нагрудник (у женщин - с большой серебряной бляхой) и короткие штаны. Женская одежда шилась из разноцветного оленьего меха и украшалась бисером, суконными оторочками, аппликацией. Мужчины поверх кафтана носили пояс с ножом и кисетом.

В пищу юкагиры употребляли мясо и рыбу. Мясо заготавливали впрок - сушили, вялили, замораживали. Рыбу хранили в виде юколы, истолченной в порошок. Летом ели подтухшую рыбу, заворачивая ее на сутки в листья тальника. Рыбьи потроха и шкуру жарили, из игры пекли лепешки. В еду добавляли дикий лук, съедобные коренья, ягоды, грибы. Пили берёзовый настой. Курили листья тимьяна.

Первые сведения о юкагирах поступили в 1638 году от служилого человека Постника Иванова, который с тридцатью "удальцами" проник в землю юкагиров и выяснил, что она богата зверями, рыбой, а также серебром. К началу русской колонизации юкагиры считались большим и многочисленным племенем: по преданию, когда они зажигали костры, на небе начиналось северное сияние, которое называли "огнями юкагиров". Но они не могли противостоять казакам, вооруженным огнестрельным оружием.

Одновременно с колонизацией осуществлялась и христианизация юкагир, у которых большую роль играли традиционные верования - поколение духам солнца, воды, огня, а также промысловых зверей и рыб. В результате почитание верховного небесного божества (Хойла) гармонично слилось в народной памяти, позволяя скрашивать нелегкий быт.

Тяжёлой жизни юкагир в суровых условиях Арктики посвящена повесть "Жизнь Имтеургина-старшего" единственного юкагирского писателя Тэки Одулока (1906-1938), ставшего также первым кандидатом наук среди представителей народов Крайнего Севера.







  1. Рейтинг@Mail.ru