На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Аполлон


Аполлон в древне-греческой мифологии бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний. Очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон).

Скульптура "Аполлон и нимфы"
Франсуа Жирардон. 1666-1673 Мрамор, стиль Барокко. Версальский парк

Семья и окружение

Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, по матери внук титанов Кея и Фебы. Родился на плавучем острове Астерия, куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей ступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. deloo - "являю"), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения Аполлона. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Родился Аполлон в седьмой день месяца семимесячным. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов на Делосом и воспели его. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принёс ему и Артемиде в подарок стрелы.

От нимфы Кирены у Аполлона сын Аристей. Аристей - древнейшее божество, оберегавшее поля от засухи и града, покровитель стад, спаситель заблудшихся путников. Аристей научил людей разведению пчёл, оливководству, возделыванию винограда. Получил бессмертие. Только согласно поздним мифам Аристей стал считаться сыном Аполлона. Сыном Аристея и Автонои был Актеон.

От муз Талии и Урании у Аполлона сыновья корибанты и певцы Лин и Орфей. Лин - сказочный певец и величайший музыкант. Он вступил в музыкальное состязание с Аполлоном и был убит им за дерзость (согласно позднему мифу Лин обучал Геракла игре на кифаре, когда он наказал своего ученика, Геракл ударил его кифарой и убил). Лин почитался как божество умирающей и воскресающей природы.

Его любимцами были юноши Гиакинф (Гиацинт) и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона. Из тела и крови мёртвого Гиацинта Аполлон вырастил одноимённый цветок. А Кипариса Аполлон превратил в дерево из сострадания после того, как Кипарис впал в безысходную тоску, случайно убив своего любимого оленя (по другой версии Кипарис стал деревом, чтобы избежать преследований со стороны Аполлона).

Аполлон, Гиацинт и Кипарис
Иванов Александр Андреевич, 1831-1834 годы.
Холст, масло. Третьяковская галерея.

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Коронида дочь лапифа Флегия родила Аполлону врачевателя Асклепия, за неверность со смертным Аполлон сжёг Корониду, а Асклепия вынул из чрева горящей возлюбленной. Марпесса дочь Евена улетела от Аполлона на крылатой колеснице с Идасом. Идас осмелился сразиться с Аполлоном за свою возлюбленную, но эту схватку прекратил Зевс. Предоставив самой Марпессе выбрать себе мужа. И она избрала Идаса, которому позже родила Клеопатру, жену Мелеагра.

Аполлон влюбился в нимфу Дафну и преследовал её повсюду. Однажды Левкипп правитель Мессении, сын Периера и Горгонофоры, дочери Персея, отец Фебы и Гилаейры, брат Тиндарея и Икария, влюбился в нимфу Дафну. Он переоделся в женское платье, но хитрость его была раскрыта Аполлоном, приказавшим нимфам-подругам Дафны убить Левкиппа. Дафна попросила своего отца, речного бога Пенея, о помощи и была превращена в лавровое дерево. Современные исследователи древних мифов полагают, что Дафна олицетворяла зарю и поэтому древние греки, желая выразить, что заря скрывается (гаснет), лишь только появляется солнце, рассказывают Миф об Аполлоне и Дафне.

Но есть в мифах и история о нимфе Клитии, отвергнутой Аполлоном. Несчастная страдала от равнодушия прекрасного Аполлона, проводила она дни и ночи в слезах, не принимая ни пищи, ни воды, кроме небесной росы. Глаза Клитии были постоянно устремлены на солнце и следили за ним до заката. Так, день за днём превращалась нимфа в цветок подсолнечника, который до сих пор продолжает поворачиваться к солнцу, ведь даже в виде цветка Клития не перестает любить светлоокого Аполлона.

Кассандра дочь царя Трои Приама получила от Аполлона пророческий дар, но отвергла его ухаживания. Аполлон в отместку сделал так, что её прорицаниям перестали верить. Так, троянцы не вняли словам Кассандры, предостерегавшей Париса от похищения Елены.

Его также отвергли: богиня Гестия, Персефона, нимфа Аканфа, Болина, Грина, Касталия, Синопа (по одной из версий).

Тийя (Фийя) родила Аполлону Дельфа. Она же первая устроила на Парнасе празднество в честь Диониса. Дочерью Аполлона также считают Харикло (по другой версии она океанида), жену кентавра Хирона, либо она - нимфа, мать прорицателя Тиресия. Среди детей Аполлона также были и прорицатели Бранх, Сибилла, Мопс, Идмон - участник похода аргонавтов. Первая жрица храма в Дельфах - Фемоноя, прорицательница и дочь Аполлона. Она считалась изобретательницей гекзаметра.

Мифы

Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал своё прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). В возрасте четырёх лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.

Гомер сообщает, что после раскрытия заговора Гера, Посейдона и Аполлона против Зевса (по Илиаде вместо Аполлона в нём участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.

Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето.

Классический Аполлон - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией классического Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других мифах они основывают город и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении.

"Аполлон и Дафна" (1622-1625)
Лоренцо Бернини, Мрамор
Музей и галерея Боргезе, Рим

Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.

Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён стрелами Зевса, Аполлон перебил киклопов, ковавших стрелы для Зевса, и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Стрелу, которой он убил киклопов, он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Агамемнон пленил в Троянской войне дочь жреца Аполлона Хриса Хрисеиду. Отец девушки умолял Агамемнона вернуть ему дочь, но тот отказал. После гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона Агамемнон был вынужден вернуть Хрисеиду отцу.

Дочь Тантала и супруга фиванского царя Амфиона Ниоба (или Ниобея) возгордилась своим многочисленным потомством (по разным оценкам от 12 до 20 детей). Этим она оскорбила богиню Лето. За это Аполлон и Артемида из лука убили всех детей Ниобы, а она сама окаменела от горя.

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия, и разгневанный его дерзостью Аполлон сдирает с сатира кожу. В музыкальном состязании Аполлона с Паном царь Фригии Мидас присудил победу Пану. Отсюда возникло выражение "мидасов суд", т.е. суд невежды. В наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами. Свои уши царь прятал под фригийским колпаком, и лишь цирюльник знал о тайне царя. Мучаясь невозможностью рассказать о тайне, цирюльник выкопал ямку и шепнул туда: "У царя Мидаса ослинные уши", засыпал ямку землёй, но на этом месте вырос тростник, который прошелестел о секрете всем.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды.

На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком мудрости Аполлона процветали мораль и искусства. Считается, что весной и летом Аполлон жил в Дельфах, а осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. Гиперборейские жрецы основывали храмы и святилища Аполлона. Один из жрецов Аполлона прорицатель Абарис по легенде обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном.

Имя, эпитеты и характер

В крито-микенских текстах его имя не встречается. Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что может свидетельствовать о неиндоевропейском происхождении образа. Согласно распространённой гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Александуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю.В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. "отвращающий" (волков, мышей, саранчу - в зависимости от эпитета); по Плутарху и В Буркерту - от "собрание", первый месяц дельфийского календаря назывался "апеллай".

В позднее время Аполлон отождествлялся с Солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона Феб (phoibos) указывает на чистоту, блеск, прорицание.

Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - его эпитет Мойрагет.

Аполлон - пастух (его эпитет Номий) и охранитель стад. Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны с его служением людям, на которое его посылает Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона.

Аполлон, дающий урок музыки
Помпео Джироламо Батони, 1741 г.

Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он - покровитель певцов и музыкантов, его эпитет Мусагет - "водитель муз" и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. "лавровый", "прорицающий из лавра", "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитет Дримас, т.е. "дубовый". Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и другими растениями.

Его зооморфизм проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком и бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город. Его эпитет Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла. Он - Сминфей ("мышинный"), спасиетель мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном (Карней) - демоном плодородия. Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. В виде собаки он пришёл к дочери Антенора, в виде черепахи и змеи к Дриопе.

Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери - Летоид; он постоянно носит имя родившей его богини Лето.

Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона, на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос ("отвратитель зла"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней"), Эпикурий ("попечитель").

На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но его любимчиками становятся юноши Кипарис и Гиакинф. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка.

Если когда-то Пифон победил Аполлона и в Дельфах показывали могилу Аполлона, то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - Аид, где он вместе с тем обретает новую силу. Этот явный хтонический рудимент в мифологии светоносного Аполлона. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость, теперь он "пророк Зевса", возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога.

Аполлон прекращает гражданские распри и даёт силу народу. О помощи Аполлона грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот, причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: Аполлон-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.

Культ и символика

В исследовательской литературе распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживался со II тыс. до н.э. Однако есть гипотеза и об автохтонном дорийском происхождении культа.

Малоазийское происхождение архаического Аполлона подтверждается ещё тем, что в Троянской войне Аполлон защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое. С эпохи колонизации греками Малой Азии Аполлон прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи или от Пана), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др.

Колесница Аполлона
Метопа храма в Селинунте
575-550 гг. до н.э., Палермо
Национальный археологический музей

Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона - пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику.

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры, которые были введены в честь победы Аполлона над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Атрибуты Аполлона - серебряный лук и золотые стрелы, эгида, лавровый венок. Символы - олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк. Еще одним из отличительных признаков Аполлона была золотая кифара (отсюда его прозвище - Кифаред - "играющий на кифаре") или лира, этот музыкальный инструмент олицетворял национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку. Древнегреческое слово кифара живёт в европейских языках в своём потомке - слове гитара. Да и сама гитара - не что иное, как изменившаяся со временем кифара.

Основные места почитания - Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище.

Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слёзы стали янтарём. Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна, Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора). Аполлон почитался в Тире. Его называли "четвероруким" и "четвероухим".

Этрусское божество Аплу (Aplu, Apulu, Aplun) во много соответствует Аполлону. В кельтской мифологии бог Мапонос (лат. Maponos) упоминается у римских авторов, отождествлявших его с Аполлоном. В западносемитской мифологии огненное божество Рашап, насылающее войны и мор, в эпоху эллинизма также отождествлялось с Аполлоном.

Влияние на культуру и искусство

Аполлон Бельведерский
Мраморная римская копия бронзового оригинала
работы Леохара (ок. 330-320 г. до н.э.)
Музей Пио-Клементино, Ватикан

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н.э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. IV в. до н.э., скульптор Леохар).

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражён и убит Зевсом. Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Эвмениды", сатировской драмы Софокла "Следопыты", трагедий Еврипида "Алкестида", "Орест". Существовала комедия Филиска Керкирского "Рождение Аполлона и Артемиды".

В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, симолизирующим порядок, ясность и свет. Противоположное начало выражено в образе Диониса.

Аполлон в современности

Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году.

В честь Аполлона назван род крупных выскогорных дневных бабочек семейства парусников - Аполлоны.

Аполлон - гиганский древний ударный кратер, неофициально именуемый бассейном Аполлон, в южном полушарии обратной стороны Луны. Название присвоено в честь американской космической программы Аполлон, которая в свою очередь названа в честь древне-греческого бога Аполлона.



  1. В раздел Мифология

  2. Боги и богини

  3. Мифы о богах, богинях и героях

  4. Люди и Герои

  5. Существа, чудовища и младшие боги

  6. Мифы об Аполлоне:

    Ревность Геры к Богине Лето

  7. Битва Аполлона с Пифоном

  8. Знакомство Зевса с Аполлоном и Артемидой

  9. Гермес и Аполлон (рассказ для детей)

  10. Миф об Аполлоне и Дафне (рассказ для детей)



  11. Рейтинг@Mail.ru