На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Афина


Афина Парфенос. 447-438 гг до н.э.,
Фидий, копия. Национальный
археологический музей Афины.

Афина (др.-греч. - Афинайя; микен. atanapotinija - "Атана-владычица"), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны, военной мудрости и стратегии, знаний, искусств и ремёсел. Афина - дева-воительница, покровительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Входит в число 12 великих олимпийских богов.

Семья и окружение

Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости", греч. methis, "мысль", "размышление") позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии, рассказана в "Теогонии" Гесиода. Однажды Зевсу предсказали будто бы его свергнет его сын, по совету своей матери Геи, Зевс проглотил свою жену Метиду. Однако через некоторое время Зевс почувствовал невыносимую головную боль. Он попросил Гефеста разрубить ему голову и, когда Гефест сделал это, из головы Зевса вышла Афина в полном боевом облачении. Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители. К матери Афины причисляли не только океаниду Метиду, по аттической версии она дочь Геллении от Зевса. По Геродоту - Афина - дочь Посейдона и нимфы реки Тритон Тритониды, но Афина отказалась от отцовства Посейдона и перешла к Зевсу, который принял её как дочь. Так же существовала версия о циклопе Бронте ("гром"), который породил Афину от Метиды. Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь.

Зевс часто посылает Афину выполнять его поручения, но нередко и сама Афина советует Зевсу, например, она просит Зевса не губить ахейцев. Иногда Афина выступает против своего отца Зевса. Она участвует в заговоре против Зевса, вместе с Посейдоном и Герой, чтобы свергнуть Громовержца и заточить его в Тартар. Когда Афина и Гера собираются помочь ахейцам, Ирида останавливает их, называя Афину "псицей". Тем не менее отношения Афины с отцом ни в коем случае нельзя назвать враждебными, Афина - посланница и помощница Зевса, его советчица и соратница в бою.

Несмотря на то, что Гера, жена Зевса, постоянно вредит детям Зевса от других женщин, во многих делах она является соратницей Афины, даже приходит к ней за помощью. В мифе о заговоре против Зевса, Гера позвала на помощь именно Афину, вместе с ней же, Гера мстит троянцам за проигрыш на суде Париса и помогает ахейцам победить в Троянской войне. Во многом отношения между тремя богинями Афиной, Герой и Афродитой выстраиваются после того, как Парис отдаёт золотое яблоко Афродите. Так Афина соперничает с Афродитой, во время "битвы богов" Афина избивает Афродиту, она же подговаривает Диомеда вступить в бой с Богиней Красоты и после того, как герой ранит Афродиту, Афина издевается над ней на Олимпе.

Афина враждует и со своим дядей Посейдоном, и с братом Аресом. С Посейдоном Афина спорила за города Трезен и Аттику. Несколько раз победила Ареса в схватке (причем Арес не одерживал верх над Афиной ни разу), она помогает героям Диомеду и Гераклу победить Воинственного Бога. Несколько раз Зевсу приходилось останавливать Афину от драки с Аресом.

И наоборот с Гефестом Афину роднит ремесло, которому оба привержены. Гефест помогает Зевсу при рождении Афины, безуспешно пытается взять её в жены, он даёт ей предметы, которые Афина дарит героям.

Афина - целомудренна, однако существует несколько мифов о детях Афины: мифы о рождении Эрихтония от Гефеста (см. ниже), о рождении Гигиеи от Асклепия, и по версии прасийцев о рождении корибантов от Гелиоса.

Мифы

П. Веронезе. Афина превращает Арахну в паука.

Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается целомудренной, встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста и Бог-Кузнец попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию, Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг, но Афина защищалась с оружием в руках и ранила его копьём. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю, после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Гефеста и Геи, так и сыном Гефеста и Афины, а имя истолковывали от "эрион" - шерсть (либо "эрис" - раздор) и "хтон" - земля.

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать его бессмертным, она отдала его в ларце на сохранение дочерям Кекропа Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями, которых Афина приставила к младенцу как охрану. Они были либо убиты змеями, либо Афина ввергла их в безумие и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестёр Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан (статуя или идол из дерева) Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребён на священном участке храма Афины Полиады.

Так же по одной из версий Афина вместе с Гефестом создали по воле Зевса первую женщину - Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый "ящик Пандоры".

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Участие Афины в гигантомахии - популярный сюжет. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на гиганта Энкелада она гнала колесницу с парой коней, а когда тот бросился в бегство обрушила на него остров Сицилию. С Палланта Афина сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.

Афина Промахос.
Скульптура с виллы Пизони в Геркулануме, Италия.
Национальный Археологический Музей Неаполя.
Фото Эллиота Брауна.

Афина требует к себе священной почтительности. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы нимфы Харикло). Однажды Афина и Харикло решили искупаться в источнике на Геликоне, Тиресий увидел богиню и она ослепила его (по другой версии он ослеп от вида Афины). Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром и дала ему способность понимать язык птиц, а также способность сохранять разум в Аиде. Овидий в VI книге "Метаморфоз" изложил миф о том, как Афина строго наказала ткачиху Арахну, когда та поставила под сомнение благочестие богов, выткав на покрывале любовные сцены с участием богов.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она прокровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. В мифах древней Греции распространёны сюжеты о помощи Афины героям. Она помогает Персею, направляя его руку, обезглавившую Медузу. Один из эпитетов Афины - "горгоноубийца". Персей принёс богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, которую Афина поместила на свой щит. Позднее Афина поместила среди созвездий Персея, Андромеду, Кассиопею и Кефея. Афина вдохновила и дала сил Кадму, а также дала ему камень для битвы с фиванским драконом. По совету Афины Кадм посеял зубы дракона и бросил в них глыбу, что вызвало схватку между ними. Афина посадила Кадма на царствование в Фивах, а на свадьбу с Гармонией подарила ему ожерелье, пеплос и флейты.

Считается, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой он воскрешал мёртвых. По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в золотом кольце дал Эрехтею, а последний - Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая). Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра.

Пиндар упоминает, что Беллерофонт увидел во сне Афину, когда спал на её жертвеннике, и воздвиг алтарь Афине-Всаднице, когда та передала ему Пегаса. Афина помогает Нестору против Эревфалиона и в бою с элейцами. Менелая богиня защищает от стрелы Пандара (по Плутарху).

Неоднократно Афина помогала Гераклу по просьбе Зевса. Афина бросила камень в безумного Геракла, чем спасла Амфитриона, этот камень называется Софронистер, то есть "приводящий в разум". Афина подарила Гераклу плащ (по другой версии доспехи) перед войной с Орхоменом. Есть версия о том, что именно Афина подсказывала Гераклу как убить Лернейскую Гидру. Она дала Гераклу погремушки, сделанные Гефестом, чтобы спугнуть Стимфалийских птиц. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел на Эреба пса Кербера из Аида. Афина забрала у Геракла яблоки Гесперид и вернула их на место. Она же дала Гераклу локоть Горгоны, который Геракл передал Стеропе, дочери Кефея, для защиты. Умирающий Геракл взывает к Афине с просьбами о лёгкой смерти (по Сенеке) и Афина ведёт Геракла на небо.

Афина помогала Тидею в состязаниях с фиванцами. Когда фиванцы устроили засаду Тидею, Афина предостерегает его от возвращения в Фивы. Во время похода Семерых против Фив Афина присутствует рядом с Тидеем в бою и отражает от него часть стрел, прикрывает щитом. Когда же Тидей был смертельно ранен, Афина выпросила у Зевса зелье бессмертия для него, но увидев, что Тидей пожирает мозг своего врага, возненавидела его и не дала ему лекарство.

Афина Парфенос.
Красная яшма. Эпоха Августа.
Рим, Национальный римский музей.
Работа резчика Аспасия.

Помощь Афины сыну Тидея Диомеду подробно описывается в Илиаде Гомера. Афина даёт ему силу, вдохновляет на бой, в том числе против Афродиты, направляет копьё Диомеда против Пандара, вдохновляет Диомеда на бой с Аресом, отводит пику Ареса от героя и направляет копьё Диомеда в живот Ареса, хранит Диомеда во время шторма. Гораций рассказывает, что Диомед был вознесён Афиной до богов.

В той же Илиаде упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс, она же укрощает гнев Ахилла по просьбе Геры. Афина зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев. Когда Ахилл скорбит о Патрокле, отказываясь от пищи, Афина передаёт ему нектар и амброзию по просьбе Зевса. Во время схватки с Гектором, Афина оберегает Ахилла, отводя от него копьё Гектора. Именно она в образе Деифоба посоветовала Гектору встретить Ахилла, перед этим явилась Ахиллу и пообещала помочь ему в этой схватке. Ахилл говорит Гектору: "под моим копьём Тритогена (т.е. Афина) скоро тебя укротит". После гибели Ахилла Афина скорбит и приходит оплакать его и натереть амброзией его тело.

Любимцем Афины был Одиссей. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Афина постоянная советчица Одиссея, она помогает ему успокоить народ, защищает героя от пики троянца Сока, помогает ему в состязаниях в беге, поддерживала его в ночь взятия Трои. Однако Афина ни разу не помогла Одиссею во время его скитаний (в песнях "Одиссеи", посвященных этому периоду, она не упоминается ни разу), помощь Афины возобновляется после крушения плота Одиссея. Она успокаивает ветры, помогает ему выбраться на берег, а затем насылает сон. Афина часто принимает облик смертных, чтобы посоветовать или помочь Одиссею и в то же время преображает Одиссея: она возвышает его станом, даёт ему силу в состязании, при необходимости обращает Одиссея в нищего старика, а затем вновь возвращает ему красоту, на острове Феаков скрывает героя облаком, на Итаке скрывает его и спутников мглой и помогает покинуть город.

Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".

Афина способствует взятию Трои с самого начала Троянской войны. Она участвует в Суде Париса и проигрывает этот спор Афродите. Троянского коня изготовил Эпей по замыслу Афины, она явилась к нему во сне, за три дня конь был завершён и Эпей просит Афину благословить его работу и называет Троянского коня подношением Афине. Жители Метапонта показывали в храме Афины железные инструменты Эпея, которыми он соорудил коня. Афина приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода. Когда же троянцы задумываются о том, чтобы уничтожить коня, Афина подаёт дурные знаки (землетрясение) и троянцы не верят Лаокоону, который настаивал на этом. Афина радуется, когда троянцы втаскивают деревянного коня в город и насылает змей на сыновей Лаокоона. Трифиодор описывает, как Елена Спартанская пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, но появилась Афина, видимая только Елене, и заставила её уйти. А в ночь падения Трои Афина Паллада села на акрополе, блестя эгидой, когда же началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, материнства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогала Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Она обучает девушек ремёслам (дочерей Пандарея, Евриному и других). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным: она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой. Дедал научился своему искусству у Афины. Она лично отполировала копьё Пелея.

Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Она сама изготовила свою одежду и даже одежду Геры. Обучала людей ткацкому искусству. Однако Платон указывает, что наставником Афины в ткацком искусстве был Эрот. Прялка еще один дар от Афины людям, ткачих называют - служащими "делу Афины".

Геркулес и Минерва, изгоняющие Марса
Виктор Вольфут Младший
(по рисунку П.П. Рубенса)
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона. Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. По другому рассказу, Афина сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её. Афина, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво раздуваются её щёки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. Позже, Марсий вызвал Аполлона на состязание в игре на флейте, был побеждён и за свою гордыню был жестоко наказан (Аполлон содрал с сатира кожу). Аристотель считает, что Афина бросила флейту по другой причине: игра на флейте не связана с умственным развитием.

Один из важнейших мифологических сюжетов об Афине - суд за Аттику. За обладание Аттикой Афина спорила с богом морей Посейдоном. На совете богов было решено, что Аттика достанется тому, чей дар на этой земле окажется более ценным. Ударил трезубцем Посейдон, и забил из скалы источник. Но вода в нем оказалась солёной, непригодной для питья. Афина воткнула в землю своё копьё, и выросла из него маслина. Все боги признали, что дар Афины ценнее. Посейдон разгневался и хотел затопить землю морем, но Зевс запретил ему. С тех пор маслина считается в Греции священным деревом. Варрон приводит позднейшую версию мифа, где Кекроп поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона, а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имя матери и никто не должен был называть женщин афинянками. Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября) и этот день афиняне изымали из календаря. Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона, а в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своём состязании с Арахной.

Софокл называет Богиню Афиной-девой, госпожой коней, её эпитет "Парфенос". Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрихтония. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть. Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадёжить. Она же внушает Пенелопе мысль устроить женихам состязание.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль по воле Афины был помещён на небо. По совету Афины Данай, сын египетского царя Бела и Анхинои, отец 50 дочерей, построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми. По мифу Данай получил предсказание о том, что погибнет от руки зятя, дочери Даная взялись за оружие и в одну ночь перебили своих мужей, спасаясь от мести Данай и построил свой корабль. Персей, которому Афина также охотно помогала, был потомком Даная. Изображение Афины было на афинских кораблях, по мифам Афина часто посылает попутный ветер кораблям (Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса).

Имя, эпитеты и характер

Афина. 470-465 гг. до н.э.
Амфора Краснофигурная. Аттика.
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Этимология имени "Афина" благодаря догреческому происхождению её образа является неясной. В современном русском языке закрепилась форма, близкая к византийскому произношению имени, через "и", однако в классическую эпоху имя богини произносилось примерно как "Атхена". Гомер иногда называет её Афинея, то есть "афинянка".

Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её "разумностью". Мудрость Афины иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Она хранит молнии Зевса. Её изображение или фетиш, т.н. палладий, упало с неба (возможно отсюда Афина Паллада). Эпитет Паллада возможно произошёл от греческого "сотрясать (оружием)", то есть означает победоносная воительница, либо имеет значение "дева". Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").

Гомер называет Афину "главкопис" (совоокая), орфический гимн (XXXII 11) - "пестровидной змеёй". В Беотии Афина - изобретательница флейты почиталась под именем Бомбилея, то есть "пчелиная", "жужжащая". Эпитет Парфенос - имя Афины-девы, отсюда название храма Парфенон. Афину называют Промахос, то есть "передовой боец", как покровительницу войны и честной битвы.

Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, - Полиада ("городская", "покровительница городов и государств") и Полиухос ("градодержица"). Афина Эргана ("работница") покровительница ремесленников.

Культ и символика

На древнее зооморфное прошлое Афины указывают её атрибуты - змея и сова (символы мудрости). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода. Предшественницей Афины, согласно теории Мартина Нильссона, была "богиня со щитом", изображённая на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки. Согласно И.М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту. Миф о рождении Афины от Метиды и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии. Как указывает Лосев, Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. В храме Афины, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени (возможно прообраз олимпийской Афины).

Статуя Афины ("Пирейская Афина")
Бронза. 340-330 гг. до н.э.
Афины. Археологический музей Пирея

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё, её сопровождают священные животные. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей; шлем с высоким гребнем. Афина появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.

Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. У мегарцев Афина почитается под эпитетом Эфия ("утка-нырок"), согласно Гесихию, так как она превратилась в утку-нырка, спрятала под своими крыльями Кекропа и доставила его в Мегару.

Ей приписывают изобретение колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей, а также изобретение войны в принципе. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии и учредила законы.

Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике - греческой области, где находился город, названный её именем - Афины. Огромная статуя Афины Промахос с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Первую жрицу Афины звали Калифиесса, жрицами были также Пандроса, Феано, Феба (одна из дочерей Левкиппа, похищенных Диоскурами), Герса, Аглавра, Иодама, последних трёх настигла незавидная участь. Афине были посвящены рощи и множество храмов в Афинах, Аргосе, Делосе, Родосе и других городах.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих Панафиней - государственной мудрости. Основателем Панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные Панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На Панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах богине посвящалась третья декада каждого месяца. По мифам, когда все боги сбежали в Египет, Афина осталась на родине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Влияние на культуру и искусство

Бой Марса и Минервы
Жак Луи Давид, 1771 г.
Малый Дворец, Париж, Франция

Афине посвящены XI и XXVIII гимны Гомера, V гимн Каллимаха, XXXII орфический гимн, VII гимн Прокла и прозаический "Гимн к Афине" Элия Аристида. Она действующее лицо трагедий Софокла "Эант", Еврипида "Ион", "Умоляющие", "Троянки", "Ифигения в Тарвиде", Псевдо-Еврипида "Рес".

Афина действует в прологе трагедии Софокла "Аякс", беседуя с Одиссеем и Аяксом. Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".

Известно множество статуй Афины. Наиболее известные работы Фидия "Афина Промахос" 5 в. до н. э., "Афина Парфенос" 438 г. до н.э., "Афина Лемния" около 450 г. до н.э. не сохранились до нашего времени. Наиболее точной копией Афины Парфенос считается статуя Афины Варвакион в Национальном музее в Афинах, а Афины Промахос вероятно Афина Медичи в Лувре. В Ватиканском музее хранится "Афина Джустиниани" (копия с оригинала 4 в. до н.э.)

Живописец Фамуил, расписывавший Золотой дворец Нерона, создал картину "Афина", изображенная на которой богиня смотрела на зрителя с любой точки. Картина Клеанфа "Рождение Афины" находилась в святилище Артемиды Алфионии в Олимпии.

В западноевропейской живописи Афина была менее популярна, чем например Афродита (Венера). Часто она изображалась в сюжете "Суд Париса" вместе с Афродитой и Герой. Известна картина Боттичелли "Паллада и Кентавр" 1482 г. Афина изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи). Её изображали вместе с Аресом (Марсом) ("Минерва и Марс" Тинторетто, Веронезе), редко в скульптуре (Сансовино).

Предположительно, знаменитая загадочная картина Диего Веласкеса "Пряхи" иллюстрирует миф об Афине и Арахне.

В современности

В честь Афины назван астероид (881) Афина - один из трёх астероидов, открытых 22 июля 1917 года немецким астрономом Максимилианом Вольфом в обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль, Германия.

Афиной названа американская ракета-носитель лёгкого класса.

Город Афины - столица государства в Южной Европе Греции.



  1. В раздел Мифология

  2. Боги и богини

  3. Мифы о богах, богинях и героях

  4. Люди и Герои

  5. Существа, чудовища и младшие боги

  6. Мифы с участием Афины:

    Рождение Афины
  7. Афина и Арахна
  8. Спор Афины и Посейдона
  9. Заговор против Зевса
  10. Суд Париса (рассказ для детей)


  11. Рейтинг@Mail.ru