На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Рея


Рея (Rheia, Rheiе, или Rheе), в греческой мифологии древняя богиня, титанида, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, родившая ему Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона и Зевса. Кронос, боясь быть лишенным власти, пожирал своих детей, но Рея по совету родителей спасла Зевса. Кроносу вместо сына она подложила запеленатый камень, который он и проглотил, а сына в тайне от отца отправила на Крит, на гору Дикта. По одному из вариантов мифа, Рея обманула Кроноса при рождении Посейдона. Она спрятала сына среди пасущихся овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка, сославшись на то, что именно его она и родила.

В период поздней античности Рея отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Реи-Кибелы (Kybele), культ который отличался оргиастическим характером. Рею почитали богиней женского изобилия и материнства. Ее имя означает поток и непринужденность. Как жена Кроноса (время) она представляла вечное течение времени и поколений, как Великая Мать Кибела она представляла воды рождения и молоко. Она была так же богиней комфорта, благословения, непринужденности.

Природа этого божества - один из самых трудных пунктов в древней мифологии. Некоторые источники полагают, что Рея просто другая форма эры, земли, в то время как другие соединяют ее с rheo, с течением; но, таким образом, кажется бесспорным, что Рея, как Деметра, была богиней земли. Согласно Теогонии Гесиода, Рея была дочерью Урана и Германии, и соответственно сестрой Океана, Кое, Гипериона, Криоса, Япетуса, Теи, Фемиды, и Мнемосины. Мать Зевса стала известной у Фракийцев, у которых она стала божеством намного большей важности, чем она была прежде на юге, поскольку она была связана с фракийской богиней Бендис (Bendis) или Котис (Cotys) (Геката), и идентифицировалась с Деметрой. Во Фригии, где Рея стала ассоциироваться с Кибелой, она, очистила Диониса, и открыла ему свои тайны, и таким образом элемент культа Диониса соединился с культом Реи. Деметра, кроме того, что она дочь Реи, иногда упоминается со всеми признаками, принадлежавшими Рее. На Крите культ Реи путали и с фригийской матерью богов, и оргии Диониса стали вплетать в культ Кибелы. И имя, и связь Реи с Деметрой предполагают, что она в прежние времена уважалась как богиня земли. Остров Крит был, несомненно, самым ранним местом культа Реи.

Рею почитали под различными именами - это великая мать, мать богов, Кибела, Агдистис (Agdistis), Берецинтия (Berecyntia), Бримо (Brimo), Диндимена (Dindymene). Лев был священным животным матери богов, они обычно изображались сидящими справа от ее трона, иногда ее изображали на колеснице, запряженной львами. Священным деревом Реи почитался дуб.

Свитой Реи были куреты и корибанты. Имя "корибант" - не греческое. По одному из мифов (Аполлодор) Корибанты - дети Аполлона и музы Талии. Куреты в греческой мифологии демонические существа, составляющие (вместе с корибантами) окружение Великой матери и младенца Зевса на Крите. Они заглушали плач маленького Зевса ударами копий о щиты, тимпанами, криками и плясками, дабы скрыть младенца от кровожадного Кроноса. Просихождение куретов неясно. Они - дети земли Геи или Афины и Гелиоса. Согласно одной из версий мифа, они выходцы из Эвбеи, во Фригии воспитали младенца Диониса. Их часто отождествляли с кабирами, дактилями и тельхинами. Куретам и корибантам посвящены орфические гимны. В период поздней античности куреты и корибанты составляли окружение уже Афине, которая даже именовалась вождем куретов. Куреты также наставляли людей полезным занятиям: приручением животных, пчеловодству, постройке домов.



  1. В раздел Мифология

  2. В начало раздела


  3. Рейтинг@Mail.ru