На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

XXII. Мир


На карте Мир изображен золотой змей, пожирающий собственный хвост. Он свернулся в форме яйца, и внутри образованной им окружности танцует странная фигурка, увенчанная лавровым венком: это наполовину мужчина, наполовину женщина, с крыльями за спиной; в обеих руках человек держит по золотому жезлу. Фоном картины служат облака. Вокруг свернувшегося кольцом змея расположено четыре предмета: чаша, меч, горящий жезл и золотой пентакль. По верованиями древних греков Мировой змей Уроборос содержит в себе качества обоих полов, сам себя оплодотворяет, сам себя насыщает, является бессмертным и целостным существом. Таким образом, он представляет собой мифический символ одновременно и Бога, и природы. Символы четырех стихий - воды, огня, воздуха и земли - отражают заложенные в новой личности возможности, которые требуют своего развития. Золотые жезлы в руках у фигурки связаны с магическим кадуцеем Гермеса и отражают способность новорожденной личности активно творить в эмоциональной, разумной, духовной и материальной сферах.

Перед нами Гермафродит. Как повествует миф, это дитя Гермеса и Афродиты было рождено двуполым. Существует и другая версия, согласно которой это единство противоположностей в Гермафродите скорее приобретенное, нежели врожденное. Изначальное Гермафродит был мальчиком. Афродита, скрывая незаконнорожденного ребенка, вверила его попечению наяд горы Иды. До пятнадцати лет мальчик дикарем рос в лесах, покрывавших склоны холмов, а любмимым его занятием была охота. Однажды остановился он у берегов прозрачного озера, и, плененный водной прохладой, решил искупаться. Нимфа озера Салмакида увидела его и была очарована его красотой. Она призналась в своих чувствах, и как ни старался застенчивый юноша, ему не удалось урезонить пылкую нимфу. Салмакида обняла его и покрыла все его тело поцелуями. Юноша продолжал сопротивляться, и тогда нимфа вскричала "О Боги! Сделайте так, чтобы ничто никогда не смогло отделить его от меня и меня от него!" И тут же два тела слились в одно.

Четыре предмета, окружающие изображение Гермафродита в карте Мир являются атрибутами четырех богов: Афродиты, Зевса, Афины и Посейдона. Это чаша любви, жезл творческого воображения, меч интеллекта и пентакль физической реальности. Мы снова встретимся с этими символами в Младших Арканах. Змей, окружающий Гермафродита, - древний Мировой Змей, воплощающий изначальную инстинктивную силу самой жизни, вечно пожирающий и воспроизводящий самое себя.

На внутреннем уровне образ Гермафродита является переживанием целостности. Мужское и женское начала не ограничиваются различиями половых органов. Все мировые противоположности отражаются через эту полярность качеств. Двуполое существо, рожденное таким, по одной версии, и сотворенное, по другой, - символ потенциальной интеграции противоположностей внутри личности. В одном смысле, Гермафродит рожден двуполым, то есть потенциал к этой интеграции заложен внутри нас. Но в другом смысле, Гермафродит сотворен таким, потому что разнообразный опыт всего путешествияи Старших Арканов в конце концов приводит его к целостности. Качества материнской заботы и отцовской этики, интуиция и физическое выражение, разум и чувства, общение и одиночество, конфликт и гармония, дух и тело - все эти воюющие противоположности объединены в карте Мир и гармонично уживаются внутри великого Круга Мирового Змея - символа неисчерпаемой жизни.

Символ целостности, как он изображен на карте Мир - скорее, идеальная цель, чем нечто реально достижимое. Мы люди, и поэтому несовершенны, божественная гармония для нас недосягаема. Но мы можем соприкоснуться с этим состоянием, когда наступает внутренний покой, то есть когда две воюющие половины нашего существа наконец пришли к мирному соглашению. Обычно, сталкиваясь с этими противоположностями в окружающем мире или внутри себя, мы отрицаем существование конфликта, частично подавляя его и отбрасывая в подземный мир подсознания. Или мы проецируем свою неудовлетворенность на другого человека, на внешний мир и тратим энергию, сражаясь с тем, что на самом деле находится внутри нас. Двойственность - часть человеческой природы, однако у многих ли из нас хватает смелости признать эту двойственность? Человек - создание сложное и загадочное, и путешествие Дурака на самом деле является поиском своего истинного существа, слиянием сознательной и подсознательное его половины. Карта Мир - последняя карта Старших Арканов и конец путешествия Дурака. Но в ней присутствует также образ яйца, а это означает, что в ней заложены зачатки нового путешествия. Поэтому, как только возникает чувство, что мы достигли цели и успокоились, появляется новая задача, и мы вновь пускаемся в древнее путешествие по спирали. Мы продолжаем расти и изменяться, продвигаясь к состоянию Гермафродита, символа целостности, до которого нам порой недостает лишь самой малости.

Появление в раскладе карты Мир возвещает о том, что наступил период интеграции. Пришло время триумфа - будет удачно завершено дело или достигнута цель, на которую было затрачено много сил. Но с этой вершины открываются еще неизведанные манящие горизонты, и танцующий Гермафродит становится зародышем, который впоследствии выйдет на свет из пещеры в образе Дурака. Великий цикл Старших Арканов заканчивается там же, где и начинается, и Гермафродит, - непроявленный потенциал личности - рождается в образе Дурака. Так, подобно заглатывающему свой хвост Мировому Змею, круг жизни, совершив полный оборот, подходит к концу.



  1. Вернуться в меню

  2. Старшие Арканы
  3. Младшие Арканы
  4. Расклады
  5. Советы

  6. I. Дурак
  7. II. Маг
  8. III. Императрица
  9. IV. Император
  10. V. Верховная Жрица
  11. VI. Иерофант
  12. VII. Влюбленные
  13. VIII. Колесница
  14. IX. Справедливость
  15. X. Умеренность
  16. XI. Сила
  17. XII. Отшельник
  18. XIII. Колесо Судьбы
  19. XIV. Повешенный
  20. XV. Смерть
  21. XVI. Дьявол
  22. XVII. Башня
  23. XVIII. Звезда
  24. XIX. Луна
  25. XX. Солнце
  26. XXI. Суд
  27. XXII. Мир


  28. Рейтинг@Mail.ru