На главную
Книжный червь
Маленькая библиотека всезнайки

Первые люди. Нганасанская сказка.

Из яра над рекой два комка земли обвалились. На песок упали на берегу. Эти комки людьми стали. Так два человека сперва родились. Один вверх по реке пошел. В вершине речки из мха он сделал голомо.

Второй по течению пошел. На устье реки моря дошел, тут балаган нашел. Нганасан земля вверху, в верховье реки, на большой лайде. Здесь человек шестовой чум потом сделал. Лук сделал. С луком он диких оленей ожидал. Куда-то сходил - железо достал. Не знаю, в какой земле дерево нашел, но ветку сделал. Вероятно, все время смотрел на воду и нашел там бревно.

Человек в балагане лодку сделал, весла не знал. Сердитый парус распустил. Без весла пошла лодка. Потом тот, первый, человек сказал:

- Я буду железо точить, диких оленей им добуду. Это было копья рождение. Думал тот человек: "А если в ямах найду дикого оленя, то луком его добуду".

Людей-то два, два ума в разных сторонах. Теперь так долго жили те люди. Где-то старуха нашлась потерянная. Старуха в маленькой санке колыбельку таскает, корни ест. Шибко плохая стала. Человек в балагане говорит:

- Давай вместе жить. У тебя какая жизнь? Я-то в балагане живу, так лучше.

Стали жить. Ребенок вырос, смеется старушка. Потом этот старик капканы делает. На заячьих следах ставит капканы. Эта река им лучше отца и матери. Зайцев много. Лисицы приходят есть объедки зайцев. Беда промысла много! Дети в землянке-чуме растут. Мох ребята собирали, да беда жарко топили в балагане.

Так эти люди жили. Это отец мне правду говорил, да маленький я был тогда. Где сын потом людей нашел, не помню. Землянка-балаган потом русским городом стала. Люди не с неба упали, а Моу-нямы их родила из яра. Эта река Ляндимела, или Ниркапто, то есть тальниковая; нирку - это очень большой тальник.

Происхождение людей

Сперва была кругом вода. Только вершины камней было немного видно. Потом стало немного земли. Появилась лайда величиной с ладонь. На ней маленький тальник и два человека - мужчина и женщина.

Сперва они траву ели. Потом земля стала большой, мужчина и женщина тоже стали большими. Стали они немного ходить. Пошли они и нашли двух телят маленьких. Ночевали все четверо вместе. Из травы сделали веревку и привязали оленям на шею. Потом один теленок стал лончаком, а другой - терагайкой. Люди тоже выросли, женщина большой девушкой стала.

Потом тарагайка родила двух телят - самца и самку. Девушка родила двух детей - мужчину и женщину. Стало всех восемь. Собирали ломаные, упавшие деревья. Ребята тоже выросли и поженились. Когда ребята женились, у них тоже двое детей родились. У отца с матерый тоже двое родились. Стало всего восемь людей. Оленей стало тоже восемь. Олени все на веревках ходили. Но два теленка оборвали веревки и убежали. Так появились дикие олени.

Восемь людей разделились на две группы, на два чума. Отец с матерью у Пясины остались, дети на Таймыру-реку ушли. Потом родились и делились. Тут и конец. Первого мужчину звали Дёйба (сирота). Он был бог.

О происхождении людей

Давно совсем никаких людей не было. Только где-то вверху медведь оставил мальчика и девочку, совсем маленьких, совсем голых. Они на улице играли и руками закрывались. Какой-то чум или землянку сделали. Время выпадения снега близко стало, поэтому и сделали. Теперь в этом чуме несколько, семь-восемь дней, они жили, и снег выпал. Теперь медведь пришел.

Пришел медведь и унес этих двух ребят. Унес куда-то в свой дом. В доме у медведя совсем мягкие подушки, койки, чтобы сидеть на них. Домой пришел медведь и как в кухню положил двух ребят, а сам ушел. И день где-то проходил и опять пришел. Принес мясо дикого оленя и положил ребятам.

Теперь ребята с медведем жили и до весны дожили. Как-то медведь одежду собрал и дал ребятам. Когда лето теплое настало, медведь погладил ребят по голове, но ничего не сказал. Вывел их на улицу и показал, куда идти. И ребята пошли, куда он показал.

Теперь ребята из чума медведя ушли. Куда-то пришли и землянку или голомо сделали. Тут у себя дома они жили, и выросли, и стали мужчиной и женщиной, и народили много ребят, дожив до старости. Теперь вперед народ стал. Так люди от тех ребят пошли, народ стал.

Теперь долганы медведей убивают, а нганасаны поэтому не кушают медведя. Это черный медведь воспитал нганасан.

Мифологические сказки и исторические предания Нганасан. М. 1976 с. 53-56



  1. В раздел "Школа"

  2. Русские сказки
  3. Сказки народов России
  4. Французские сказки
  5. Авторские сказки

  6. Авторы
  7. Аудиокниги


  1. Миф о мироздании
  2. Миф о Дёйба-нгуо
  3. Сотворение земли
  4. Как утка землю принесла
  5. Про мамонтов
  6. Устроение земли
  7. Получение огня
  8. Первые люди
  9. Ворон и лебедь
  10. Тепло



2010 г. Книжный Червь

Карта сайта


Ваши пожелания и комментарии пишите нам по адресу: pr@knch.ru
(с темой "Книжному червю")